Бетерра

Офисы
24.01.2025
Сохранить / Распечатать

I. Налог на прибыль

1. Повышающие коэффициенты по расходам на ПО

Минфин России разъяснил, что к расходам по лицензионным и сублицензионным соглашениям, связанным с приобретением прав на программное обеспечение, которое включается в единый реестр российских программ, произведенным до 01 января 2025 года, которые признаются в том числе после этой даты, применяется коэффициент 1,5 вместо коэффициента 2.

В случае если такие расходы понесены уже в 2025 году, их необходимо учитывать в размере фактических затрат с применением коэффициента 2.

Расходы по адаптации и модификации ПО и баз данных с начала 2025 года должны учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, без применения коэффициента 2.

Основание: Письмо Минфина России от 05.12.2024 № 03-03-06/1/122830 «По вопросу применения положений пп. 26 п. 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Российское высокотехнологичное оборудование для применения повышающего коэффициента 2

Правительство РФ утвердило обновленный список высокотехнологичного оборудования, для учета начальной стоимости которого можно учитывать расходы с применением коэффициента 2.

В этот перечень вошли портативные ноутбуки, включая защищённые модели для работы в сложных условиях, источники бесперебойного питания, запоминающие и другие устройства для хранения данных, модемы, сетевое оборудование.

Документ действует с 1 января 2025 года.

Основание: Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2024 № 3777-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.07.2023 № 1937-р».

II. НДС

1. Новые формы и форматы представления отчетности по НДС

  • В связи с введением новых ставок НДС для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, а также с появлением новой обязанности уплачивать НДС при продаже товаров из стран ЕАЭС российскими маркетплейсами, обновлены форма, формат и правила подачи декларации по НДС.

В перечень операций, не облагаемых НДС, добавили операции по майнингу цифровой валюты и сделки с ней, а также оказание ветеринарных услуг. Коды операций обновлены.

Основание: Приказ ФНС России от 05.11.2024 № ЕД-7-3/989@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения ...»

  • С начала 2025 года для подтверждения нулевой ставки НДС при продаже товаров, вывезенных в режиме экспорта и проданных физическим лицам со складов в государстве, не являющимся членом ЕАЭС, необходимо заполнять электронные реестры установленной формы.

Приказ вступил в силу 18 января 2025 г.

Основание: Приказ ФНС России от 15.11.2024 № ЕД-7-15/1034@ «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления реестра, предусмотренного пп. 7 п. 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме»

  • В связи с новой обязанностью платить НДС, для иностранных поставщиков из ЕАЭС, продающих товары гражданам на территории РФ через электронные торговые площадки, ФНС России утвердила новую форму уведомления о необходимости подачи декларации по налогу. Новая форма уведомления содержит указание на обязанность для иностранных поставщиков товаров из ЕАЭС декларировать НДС при продаже своих товаров физическим лицам в России через интернет (ст. 174.3 НК РФ).

Прежний формат документа утратил силу.

Основание: Приказ ФНС России от 15.11.2024 № ЕД-7-15/1040@"Об утверждении формы уведомления о необходимости представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными лицами услуг в электронной форме, реализации товаров посредством электронной торговой площадки"

  • Иностранные компании, оказывающие услуги в России в электронной форме, и продавцы из ЕАЭС, реализующие товар физическим лицам через маркетплейсы, должны представлять налоговую декларацию по НДС по новой форме, в соответствии с форматом и установленным порядком заполнения.

Приказ вступит в силу с 24 февраля 2025 года.

Основание: Приказ ФНС России от 21.10.2024 № ЕД-7-3/881@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации иностранными налогоплательщиками услуг в электронной форме, товаров посредством электронных торговых площадок»«

2. Вычет НДС, уплаченный на территории ЕАЭС

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 100-ФЗ от 29.05.2024 российские налогоплательщики, в том числе посредники, могут принять к вычету НДС, исчисленный и уплаченный в бюджеты государств ЕАЭС при продаже товаров гражданам через маркетплейсы в течение 2023 и первого полугодия 2024 годов.

Заявить о вычете можно в налоговых декларациях за третий и четвёртый кварталы 2024 года.

Для получения вычета российским компании должны вместе с декларацией по НДС представить отчёт об уплаченных суммах налога и документы, подтверждающие уплату этих сумм в бюджеты стран ЕАЭС.

Если товары продавались физлицам через российских посредников, и НДС был уплачен за их счёт, то право на вычет будет у этих посредников, при соблюдении требований п. 1 ст.3 Федерального закона № 100-ФЗ. Российские посредники должны предоставить отчёт и документы в электронной форме, которые подтверждают факт уплаты НДС в бюджеты государства ЕАЭС

Основание: Письмо ФНС России от 16.12.2024 № СД-4-3/14239@ «О налоге на добавленную стоимость».

III. Налоговый контроль

1. Постановка иностранных организаций на учет в налоговых органах

Обновились правила постановки на налоговый учет иностранных организаций, которые не являются инвесторами по соглашению о разделе продукции либо операторами такого соглашения.

Изменения большей частью коснулись иностранных поставщиков из ЕАЭС, продающих товары в России на маркетплейсах, а таккже иностранных налоговых агентов по уплате НДФЛ.

Приказ вступает в силу 25 января 2025 г.

Основание: Приказ ФНС России от 25.09.2024 № ЕД-7-14/801@ «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения»

2. Упрощенный порядок подачи жалобы в налоговый орган

С 1 января 2025 года вступила в силу статья НК РФ 140.1 «Особенности рассмотрения жалобы в упрощенном порядке». Для рассмотрения жалобы таким образом, ее необходимо отправить по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В этом случае жалоба попадет в ту инспекцию, чьи действия или бездействие обжалуются. Налоговая в течении 7 дней должна будет удовлетворить жалобу или направить ее в вышестоящую инстанцию для рассмотрения в общем порядке, установленном Кодексом. Упрощенным способом не рассматриваются жалобы на решения по итогам налоговых проверок и налоговым правонарушениям, которые были зафиксированы инспекцией вне проверки согласно статьям 101 и 101.4 НК РФ.

Основание: Информация ФНС России, опубликованная на официальном сайте 16.12.2024 г. «С 1 января вступает в силу упрощенный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков».

3. Заполнение уведомления об участии в иностранных организациях

Изменился порядок заполнения уведомления об участии в иностранных организациях. Теперь в поле «Основание подачи уведомления (код)» на Титульном листе указывается код уточненного уведомления «6», не только при обнаружении неточных или ошибочных сведений в первичном уведомлении, но и при изменении сведений об иностранной организации или иностранной структуры без образования юрлица, в отношении которой ранее уведомление подавалось, а также в случае, если сведения изменились в связи с редомициляцией организации в другую иностранную юрисдикцию.

Помимо заполнения Листа А или Листа В, нужно будет заполнять те листы уведомления, в которых уточняются сведения.

Приказ действует с 25 января 2025 г.

Основание: Приказ ФНС России от 18.11.2024 № ЕД-7-13/1043@ «О внесении изменения в приложение к приказу ФНС России от 05.07.2019 № ММВ-7-13/338@»

4. Уведомление о контролируемых сделках

В связи ужесточением контроля над трансфертным ценообразованием меняются форма, формат и порядок заполнения Уведомления о контролируемых сделках.

В разделе 1А появилось новое поле для сделок, предметом которых являются товары, входящие в состав следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти, черные, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни.

Сведения по сделкам с такими товарами не заполняются в том случае, если сторонами являются взаимозависимые лица, местом регистрации, жительства либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей является Российская Федерация.

Новая форма документа вступит в силу с 28.01.2025, так что уведомление за 2024 год необходимо подать до 20 мая 2025 года в уже обновленной версии.

Основание: Приказ ФНС России от 02.12.2024 № ЕД-7-13/1088@ «Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме»

IV. Международное налогообложение

1. Денонсация Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Литвой

Согласно ноте МИД Литовской Республики от 14.10.2024 N 5-619/2024, денонсировано Соглашение между Правительствами России и Литвы об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов. Его действие полностью прекращается с 1 января 2026 года, и при налогообложении доходов резидентов Литовской Республики на территории России будут применяться положения Налогового Кодекса РФ.

Основание: Информационное сообщение Минфина России «О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29 июня 1999 г.», опубликованное на сайте министерства 9 декабря 2024 г.

2. Изменения в перечне государств и территорий, которые не обеспечивают обмен информацией с РФ для целей налогообложения

В перечень с 31 декабря 2024 года дополнительно включены Австралия, Новая Зеландия, Япония и 27 государств Европы: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Ямайка исключена из нового перечня.

Основание: Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/914@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией»

3. Изменения в перечне государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

С 31 декабря 2024 года из перечня исключены следующие европейские страны: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция включая Новую Каледонию, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Список дополнился Арменией, Камеруном, Руандой и Ямайкой, а также территорией Ниуэ.

Основание: Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/916@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией»

4. Изменения перечня иностранных государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами

С 31 декабря 2024 года из этого перечня исключены страны-члены ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Добавили в список Албанию, Камерун, Доминиканскую Республику, Мавританию, Папуа — Новая Гвинею, территорию Монтсеррат и Фарерские острова.

Основание: Приказ ФНС России от 30.10.2024 № ЕД-7-17/915@ «Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами»

Мы обратились за комментариями по изменениям в процедурах обмена информацией для целей налогообложения к Зульфие Абзаловой, эксперту Бетерры.

Последствия расширения перечня государств, не обеспечивающих обмен информацией для налоговых целей , прежде всего чреваты отсутствием возможности применять освобождение от налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, предусмотренное п.7 ст.25.13-1 НК РФ, если постоянным местонахождением такой компании является государство или территория, включенная в этот перечень. Кроме того, лицо такой компании будет признано контролирующим, даже если косвенное участие осуществляется через публичные компании. В случае, если по указанной КИК не будет представлено аудиторское заключение, ее прибыль для целей налогообложения необходимо рассчитывать согласно правилам главы 25 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст.309.1 НК РФ). Важно отметить влияние обновленного перечня и на признание лица контролирующим лицом российской международной холдинговой компании. Эти и другие последствия, влияющие на правила налогообложения отдельных операций в совокупности приведут к повышенному вниманию проверяющих органов к операциям с резидентами стран, включенных в обновленный перечень.

Что касается изменения перечня стран, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, то теперь граждане, которые являются налоговыми резидентами России, обязаны представлять в налоговую инспекцию отчеты о движении денежных средств и других активов по счетам и вкладам в банках и иных организациях финансового рынка, которые действуют в государствах, не включенных в этот перечень, даже если общая сумма движения средств за отчетный год, или их остаток на счете не больше 600 000 руб. За непредставление отчетов и нарушение сроков представления ст.15.25 КоАП РФ предусмотрены штрафы. Исключение стран Европейского Союза из этого перечня также означает, что перевод денежных средств на счета резидентов РФ от нерезидентов в этих странах будет возможен по ограниченному перечню оснований.

Зульфия Абзалова напомнила, что налогоплательщики-участники международной группы компаний, обязаны представлять в налоговый орган страновой отчет по требованию ИФНС. При этом как указано в п.6 ст.105.16-3 НК РФ, участник МГК, представивший в налоговый орган уведомление об участии в группе, может не подавать такой отчет, в том числе, если материнская компания или уполномоченный участник группы признаны налоговыми резидентами иностранного государства, которое автоматически обменивается страновыми отчетами с налоговой службой РФ. Поскольку из перечня стран, осуществляющих автоматический обмен страновыми отчетами, исключены государства ЕС, то для российских организаций — участников международной группы, материнская компания которой является резидентом одной из стран ЕС, теперь велика вероятность получения требования о представлении странового отчета. Напомню, что с 1 января 2024 г. в случае непредставления странового отчета или указании в нем недостоверных сведений на организацию налагается штраф в размере 1 млн. рублей.

V. Бухгалтерский учет

1. Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год

Опубликованы рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год.

Указано, что геополитическая обстановка, санкции, введенные в отношении России и ее ответные меры являются существенными факторами, продолжающими влиять на деятельность и бухгалтерскую отчетность компаний и в 2024 году. Возросшие аудиторские риски необходимо принимать во внимание на всех этапах организации и проведения аудита бухгалтерской отчетности.

При формировании бухгалтерской отчетности за 2024 год обязательно применение ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» и изменений в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» в части требований к учету капитальных вложений в НМА. ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» применяется с бухгалтерской отчетности за 2025 год.

В документе уделено внимание вопросам отражения в учете корректировок в связи с изменением ставки налога на прибыль, а также порядок отражения в отчетности сумм задолженности или переплаты в бюджет на конец 2024 года. Так как с 2025 года ставки налога на прибыль увеличены, то суммы отложенных налоговых активов и обязательств при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год необходимо скорректировать. Остаток по счету учета расчетов с бюджетом в балансе должен быть равен остатку единого налогового счета, в соответствии со справкой ИФНС и отражаться в составе дебиторской либо кредиторской задолженности.

Основание: «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год» (приложение к письму Минфина России от 18.12.2024 № 07-04-09/128024).

Отправить заявку на консультацию