«Почему бухгалтеры до сих пор обрабатывают первичные документы? А как же роботы?» — хороший вопрос в 2020 году. Постоянный автор блога Смарт Отчёта Анна Брянцевская поговорила о роботизации и автоматизации обработки авансовых отчётов с экспертами сервиса Николаем Пушкиным и Ольгой Лидогостер. Кстати, можно поздравить нас с премьерой: это первая публикация в рамках новой рубрики СмартТехнологии.
Анна Брянцевская: Николай, в современном бизнесе мало тех, кто не слышал о роботизации. В том числе о роботизации в бухгалтерском учёте. Можно ли уже говорить, что технологичное будущее наступило?
Николай Пушкин, IT-архитектор Смарт Отчёта: Мы уже можем говорить о том, что бухгалтерам не нужно тратить свои силы и время на так называемые рутинные операции. Зачем бухгалтеру ждать, когда сотрудник сообщит, например, о планируемой командировке, если такое «общение» может легко взять на себя чат-бот? Они для этого и были созданы — ускорить рабочий процесс.
А. Б.: Да, но это простые функции. А что с более сложными процессами? Их тоже можно автоматизировать?
Н. П.: Здесь стоит сразу сказать, что для более сложных процессов предназначены уже CRM- и ERP-системы. Первая больше используется для клиентского обслуживания, а вот вторая подойдёт именно для поддержки бизнес-процессов. Хотя может быть и сочетание двух, как в нашем случае со Смарт Отчётом.
А. Б.: Каким образом программы поддерживают бизнес-процессы?
Н. П.: Могу показать на нашем примере со Смарт Отчётом. Мы работаем в системе Битрикс24. Она позволяет контролировать, что происходит на каждом этапе рабочего процесса, сколько бухгалтеров участвует в проекте и сколько у каждого уходит времени на выполнение задач. Так, при поступлении документов от клиента, менеджер с помощью системы определяет свободного бухгалтера и ставит ему задачу по обработке авансового отчёта. Если нагрузка распределена равномерно, то и риск ошибки вследствие человеческого фактора уменьшается.
По запросу клиента система также формирует отчёты на основе индивидуальных данных о хозяйственной активности компании. Это позволяет клиенту быть в курсе того, что происходит на каждом этапе его бизнес-процесса, а полученная информация помогает в разработке тактического подхода к управлению бизнесом.
А. Б.: Ольга, правда, что роботизация и автоматизация так хорошо работают при ведении бухгалтерского учёта?
Ольга Лидогостер, операционный руководитель Смарт Отчёта: Да, роботизация помогает снизить нагрузку на бухгалтеров, когда дело касается однообразных задач. В расчётах с подотчётными лицами самоуправляющиеся программы принимают электронные документы или взаимодействуют с сотрудниками в чатах, как уже упоминалось ранее.
А. Б.: Однако существуют свои «но»?
О. Л.: Как и в любой другой сфере. Пока «роботы» никаким образом не претендуют на места высококвалифицированных специалистов. Российское законодательство меняется очень быстро. Поэтому профессиональная экспертиза и база знаний необходимы для того, чтобы помочь бизнесу быстро ориентироваться в таких условиях, и находить подходящие решения с учётом особенностей бизнеса.
Н. П.: Это так. Ни одна система пока не отнимет эти функции у человека. Поэтому сама профессия не исчезнет, но потребует от бухгалтеров знать и уметь больше.
О. Л.: Бухгалтер всегда должен понимать специфику отрасли и особенности бизнес-процессов той компании, где он ведет учёт. Специалист обязан знать, какие виды расходов компания может принять для целей налогообложения, проконтролировать экономическую целесообразность этих трат для бизнеса, отслеживать соблюдение утверждённых лимитов на такие расходы и понимать действия не только сотрудника, но и руководителя при их превышении.
Но дело не только в профессиональной компетенции. Важны личные качества и умения специалиста. Например, способность мыслить логически и структурировать информацию, с которой работает, а не просто выполнять поступающие задачи как на конвейере. Также должно быть желание развиваться и быть открытым к новым знаниям в различных областях. В том числе в области современных технологий.
А. Б.: Что важнее всего для эффективного бизнес-процесса?
Н. П.: Баланс, сочетание технологичной системы и опытных экспертов.
О. Л.: В регламентированном бизнес-процессе руководитель проекта использует технологию для контроля работы на каждом этапе с учётом согласованных сроков и организации наиболее эффективного взаимодействия между клиентом и провайдером. Рационально распределяя ресурсы, система сообщает о любых отклонениях в процессе оказания услуг, позволяя бухгалтерам больше фокусироваться на сложных вопросах учёта и поддержке клиентов.
А.Б.: То есть ждать «восстания машин» в бухгалтерском учёте пока не стоит?
Н. П.: Нет, не стоит. Тем более автоматизация весьма сложный процесс. Для полного внедрения требуется много времени и вложений. Но это уже тема для следующего разговора.