Совсем недавно 100+ бухгалтеров аутсорсинга Бетерра оказывали услуги 120+ клиентам, работая в офисе. 23 марта 2020 года всё изменилось. Компания перешла на режим обязательной удалённой работы для всех сотрудников. Но ощущения разобщённости нет. Работа движется.
Всё дело в бизнес-модели: аутсорсинг бухгалтерии жизнеспособен в любые времена. Поэтому мы не только сами справляемся с ведением бизнеса в новых условиях, но и помогаем адаптироваться к ним своим партнёрам и клиентам. Расскажем, как и почему.
Ведение учёта большого числа компаний из разных отраслей хорошо развивает гибкость и способность работать без снижения эффективности в любой обстановке. Под каждого клиента мы выстраиваем бизнес-процесс с учётом специфики его деятельности. Поэтому не боимся новых вводных и готовы к переменам.
При этом выстроенный бизнес-процесс остаётся неизменным. Модифицируются отдельные процедуры, дополняется рабочий инструментарий. Объяснение этому простое: аутсорсинговая модель предполагает удалённость от бизнеса клиентов и постоянную связь с ними в режиме 24/7.
В отличие от привычной бухгалтерии, поделённой на участки учёта, мы берём на себя целиком весь бизнес-процесс, поэтому клиенты могут не заниматься выстраиванием коммуникаций. Мы предложим комфортный режим взаимодействия и будем на связи не только с сотрудниками, но и с руководителями, оперативно отвечая на возникающие вопросы.
Модель аутсорсинга бухгалтерии требует большого числа сотрудников с близким функционалом. Все они взаимозаменяемы. В этом — причина устойчивости структуры. Болезни сотрудников, отпуска, в том числе декретные, не критичны для общего бизнес-процесса.
К слову, удалённый формат у нас был протестирован раньше — в ходе расширения офиса в Санкт-Петербурге. Алгоритмы дистанционной формы занятости закреплены и в процессе организации работы тех сотрудников, которые решили оказывать бухгалтерские услуги из дома в период отпуска по уходу за ребёнком. Сегодня эта практика оказался очень полезной.
Технические решения
Одновременный переход всех бухгалтеров на режим home office повлёк увеличение нагрузки на серверное оборудование. ИТ-специалисты настроили всем сотрудникам удалённое подключение к серверам, которое позволяет бухгалтерам работать и пользоваться информационными ресурсами компании из дома. При этом применяются технологии VPN (подключения через шифрованную виртуальную сеть) и TeamViewer (обеспечения удалённого доступа к серверу с любого рабочего стола).
Настройка сетевого оборудования для улучшения его производительности и организация бесперебойной удалённой работы 400+ сотрудников всех сервисных линий компании заняли несколько дней.
Сегодня, как и до пандемии, документооборот с клиентами у нас преимущественно электронный. Файлы передаются через файлообменные сервисы, согласованные с клиентами. Хотя полностью исключить бумажный документооборот невозможно: законодательство о бухгалтерском учёте предписывает подтверждать данные учёта оригиналами документов.
На период самоизоляции нам пришлось ограничить работу с оригиналами документов — она сведена к обмену электронными копиями. Но бухгалтеры очень внимательно проверяют первичные документы в электронном виде, чтобы свести к нулю риски их отклонения налоговыми органами.
Клиенты, которые раньше не были готовы к обмену электронными копиями, под влиянием внешних обстоятельств начинают осваивать такую форму документооборота. Для многих компаний это уже привычная схема. Поэтому на выстраивание работы в новых условиях ушло всего два дня. В результате каждый бухгалтер планирует свои ежедневные задачи с учётом такого взаимодействия внутри сервисной команды и успевает сделать всё вовремя.
Сейчас в компании установлен список сотрудников, которые с определенной периодичностью приезжают в офис. Бухгалтеры сортируют и сканируют документы для дальнейшей обработки, поскольку часть документов продолжает поступать в бумажном виде. Также работать полностью удалённо не могут службы, отвечающие за функционирование офиса, — IT, секретари на ресепшен, курьеры. Всем этим сотрудникам организован допуск в офис.
В вопросах взаимодействия с клиентами переход бухгалтеров на дистанционную работу мало что изменил. Взаимодействие по-прежнему осуществляется в основном по электронной почте. А вот для решения срочных вопросов теперь чаще используются skype-конференции.
Для профессиональных коммуникаций между коллегами-бухгалтерами в докарантинные времена электронные посредники были не нужны. Сотрудники работали в офисе. А сегодня общение по рабочим вопросам перенесено в чаты приложений WhatsApp и Telegram.
Инструментов, применяемых в работе, стало больше. И чаще приходится переключаться между разными задачами. Но нам не привыкать: благодаря работе одновременно с несколькими клиентами многозадачность для нас — традиционный режим.