Большое количество компаний часто сталкиваются с переплатой по налогу на прибыль, в том числе при сдаче декларации по окончании года. Налоговый кодекс РФ предоставляет организациям возможность зачета переплат по налогу на прибыль в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, а также задолженности по пеням и штрафам. Кроме того, зачесть такую переплату можно в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам. Эта операция происходит быстрее, чем возврат, и не влечет за собой фактического перечисления денежных средств, поэтому удобна и для налоговых органов, и для налогоплательщиков.
Однако на практике такой зачет возможен только по результатам камеральной проверки, поэтому организациям необходимо вести такую процедуру последовательно, строго в соответствии с установленным порядком.
Мы попросили ведущего эксперта Департамента бухгалтерских услуг, Зульфию Абзалову, проанализировать имеющуюся судебную практику по вопросу зачета переплаты по налогу, и дать рекомендации, как вернуть необходимые бизнесу денежные средства из бюджета без начислений пеней и споров с налоговой инспекцией.
Ситуация:
В результате расчета налога прибыль за 2021 г. у компании образовалась переплата по налогу на прибыль. Переплата была зачтена в декларации по налогу на прибыль за январь 2022 г. Обе декларации были направлены одновременно в соответствии с установленными законодательством сроки. Заявление о зачете переплаты представлено не было.
Сразу после этого ИФНС выставила требование об уплате пеней, которые были списаны с расчетного счета инкассовым поручением.
Вопрос:
Правомерно ли поступила налоговая инспекция, начислив пени? Возможно ли обжаловать это решение?
Ответ:
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового Кодекса РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса.
Порядок исчисления налога на прибыль предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, а также, в течение отчетного периода — суммы ежемесячного авансового платежа.
Статья 287 Кодекса устанавливает правило, в основе которого лежит метод нарастающего итога, о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода.
Если налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж, как результат финансово-хозяйственной деятельности организации, учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Окончательный финансовый результат и размер налоговой обязанности по налогу на прибыль рассчитывается налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, которая должна быть представлена по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании пункта 4 статьи 289 НК РФ.
В нашей ситуации налоговый период по налогу на прибыль за 2021 год истекал 28 марта 2022 года, тогда как срок оплаты авансовых платежей за январь 2022 года — не позднее 28 февраля 2022 года.
В ряде актов высших судебных органов* подтверждается, что юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово — хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Согласно нормам статьи 78 Кодекса налоговая инспекция принимает в отношении излишне уплаченного налога решение о зачете суммы в счет предстоящих платежей, решение о зачете в счет погашения недоимки, решение о возврате в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки расчетов с бюджетом.
Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией, а переплата не устанавливается лишь по факту представления декларации, так как в ней могут быть допущены ошибки, в том числе технические. Налоговый орган на основании пункта 3 статьи 78 НК РФ обязан информировать налогоплательщика о каждом известном факте излишней уплаты налога и его сумме в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Так как в данном случае заявления о зачете возникшей за 2021 год переплаты по налогу на прибыль подано не было, инспекция выявила факт возникшей переплаты самостоятельно, когда декларационная компания была завершена, и камеральная проверка по налогу закончилась.
Денежные средства, уплаченные в бюджет в течение 2021 года, стали переплатой только после того, как налоговая инспекция по итогам камеральной проверки годовой декларации подтвердила ее образование. Такой подход соответствует законодательству и подтвержден судебной практикой**.
Выводы:
* Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, от 12.05.2021 N 309-ЭС20-22198
** п. 2 ст. 88, п. 8.1 ст. 78 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 19.01.2010 N 11822/09; Постановление АС МО от 04.07.2014 N А40-140652/13 (Определением ВС от 23.10.2014 N 305-КГ14-2599 оставлено в силе); Постановление АС МО от 30.01.2017 N Ф05-19602/2016 (Определением ВС от 02.05.2017 N 305-КГ17-3668 оставлено в силе).
*** Постановление АС МО от 07.04.2016 N Ф05-3775/2016 (Определением ВС от 13.07.2016 N 305-КГ16-8480 оставлено в силе).