09 декабря 2022 года в определение порядка взимания косвенных налогов при оказании услуг в электронной форме были внесены изменения, согласно которым налогоплательщик, зарегистрированный на территории одного государства ЕАЭС и оказывающий услуги в электронной форме лицам, зарегистрированным на территории другого государства Союза, должен встать на учёт в налоговом органе этого другого государства, если такая обязанность предусмотрена законодательством этого другого государства. При отсутствии такой обязанности удержание и перечисление налога в бюджет возлагается на организацию или предпринимателя, приобретающих услуги в электронной форме.
Перечень услуг в электронной форме формируется Государствами-членами ЕАЭС, утверждается Советом Комиссии.
К услугам в электронной форме не относятся:
1) реализация товаров, работ, услуг, если при заказе через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть Интернет, поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется без использования такой сети;
2) реализация, или передача прав на использование программного обеспечения для любых видов электронных устройств, включая компьютерные игры, на материальных носителях, либо баз данных на материальных носителях;
3) оказание услуг по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в том числе к сети Интернет.
Изменения вступят в силу с даты получения от всех государств ЕАЭС письменных уведомлений о выполнении всех необходимых внутригосударственных процедур.
Основание: Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
* В настоящее время в состав ЕАЭС входят Российская Федерация, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.
19 декабря 2022 года были опубликованы два федеральных закона, дополнившие статью 149 Налогового Кодекса РФ новыми видами операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Основание: Федеральные законы от 19 декабря 2022 года №
С 1 января 2024 года при экспортных операциях для подтверждения нулевой ставки НДС необходимо будет подавать электронные реестры со сведениями из деклараций на товары и данными из контракта на реализацию (поставку). Инспекция может потребовать документы, включённые в реестр, для подтверждения применения нулевой ставки. В случае, если запрошенные документы не будут предоставлены, ставка 0% не подтверждена.
Основание: Федеральный закон от 19 декабря 2022 года №
У налоговых агентов появилось право применять вычет по НДС вне зависимости от его уплаты в бюджет. Так как с 2023 года налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет по общим правилам, то есть, по одной трети начисленного налога в течение трёх последующих месяцев по окончании квартала, а налоговая декларация подается до
Основание: Федеральный закон от 28 декабря 2022 года №
29 декабря 2022 года российской стороной ратифицирован Договор между РФ и Республикой Беларусь об общих принципах обложения НДС и акцизами. Договором, в частности, предусмотрены правила установления льгот по НДС для отдельных операций и категорий налогоплательщиков, размеры минимальных ставок по акцизам, порядок администрирования косвенных налогов сторонами, а также обеспечение контроля над исполнением Договора.
Основание: Федеральный закон от 29 декабря 2022 года №
Налогоплательщикам дано право не учитывать в расходах по налогу на прибыль отрицательные курсовые разницы по не прекращённым требованиям и обязательствам, выраженным в валюте. В 2022 году по усмотрению налогоплательщика отрицательные курсовые разницы в расходах можно не отражать в случаях, если обязательство или требование не погашено. Ситуация аналогична подходу к положительным курсовым разницам, которые в течение 2022 года не учитывались в доходах, вплоть до погашения требований или обязательств.
Выбор налогоплательщика по отражению в расходах отрицательных курсовых разниц будет добровольным. Действие новых изменений распространяется на правоотношения по учёту расходов в виде отрицательных курсовых разниц, возникших с 1 января 2022 года. Налогоплательщик может сделать выбор до сдачи налоговой отчётности за 2022 год, подав в налоговый орган уведомление в срок до 25 марта 2023 года. Уведомление подаётся в произвольной форме, в нём указывается принятое решение об учёте как положительных, так и отрицательных курсовых разниц при погашении требований или обязательств.
Принятое решение не может быть изменено. При этом, если в результате внесения изменений в декларации за отчётные периоды 2022 года сумма авансовых платежей вырастет, пени за просрочку начисляться не будут. Важно, чтобы налог за 2022 год был уплачен вовремя. Если принято решение отрицательные курсовые разницы в 2022 году отражать как обычно — в расходах, то уведомление подавать не требуется.
Основание: Федеральный закон от 19 декабря 2022 года №
С 1 января 2023 года для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов, ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов только в случаях, если другой стороной этого контракта является Российская Федерация.
Основание: Федеральный закон от 19 декабря 2022 года №
По доходам от реализации, погашения или иного выбытия акций или долей участия в уставном капитале российских организаций, налогоплательщик, который продаёт такие акции, может применять нулевую ставку по налогу на прибыль, предусмотренную пунктом 4.1 статьи 284 Налогового Кодекса РФ. Это возможно, если в отношении продавца в 2022 году были введены санкционные ограничения, а также, если они находятся в собственности или ином вещном праве более одного года.
Основание: Федеральный закон от 19 декабря 2022 года №
С 1 января 2023 года утверждены новые коэффициенты для расчёта суммы утилизационного сбора в отношении отдельных видов колёсных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним. Обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента пересечения транспортным средством государственной границы Российской Федерации.
Коэффициенты для исчисления утилизационного сбора применяются на дату подачи в таможенный орган расчёта суммы утилизационного сбора и документов, подтверждающих сведения, указанные в расчёте. Расчёт и подтверждающие документы предоставляются в таможенный орган декларирования не позднее 15 дней с момента выпуска транспортного средства в соответствии с заявленной таможенной процедурой или пересечения транспортным средством государственной границы Российской Федерации.
При ввозе транспортного средства с территории государств — членов ЕАЭС, расчёт суммы утилизационного сбора и подтверждающие документы представляются плательщиком в таможенный орган по месту регистрации.
Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 2132, Информация ФТС России, опубликованная на сайте Таможенного союза по состоянию на 19 декабря 2022 года.
Новая редакция статьи 11.3 Налогового Кодекса устанавливает обновлённые правила зачёта переплаты при подаче уточнённых налоговых деклараций или расчётов. В случае подачи уточнённых налоговых деклараций или расчётов к уменьшению, переплата учитывается на едином налоговом счёте со дня подачи уточнённой декларации только в том случае, если уточнение подано не позднее срока уплаты.
После наступления срока уплаты налога или взноса переплата может быть учтена на Едином налоговом счёте в день подачи уточнений в следующих случаях:
В остальных случаях поданная после срока уплаты уточнённая декларация, в которой суммы налогов уменьшены, увеличит сальдо по Единому налоговому счёту только с даты вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной проверки уточнённой декларации. Если в ходе камеральной проверки нарушений не выявлено, переплата может быть зачтена на Единый налоговый счёт в течение 10 дней со дня окончания срока камеральной проверки или раньше.
Перечисленные правила не касаются организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.
В прежней редакции статьи 11.3 Налогового Кодекса срок зачёта переплаты по уточнённым декларациям или расчётам к уменьшению не зависел от срока уплаты налога. Зачёт производился только по результатам камеральной проверки.
В соответствии с принятым законом №
Организации и индивидуальные предприниматели могут до подачи деклараций и расчётов в 2023 году уточнить принадлежность уплаченных до 31 декабря 2022 года сумм налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов. Для этого подаётся уведомление об исчисленных налогах. В случае вынесения налоговым органом решений о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности по налогам, сборам, страховым взносам, срок уплаты которых истёк до 31 декабря 2022 года, эти решения будут учитываться при формировании сальдо Единого налогового счёта.
Основание: Федеральный закон от 29 декабря 2022 года №
Утверждены форма и формат справки о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счёта налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента на дату формирования.
Документ действует с 10 января 2023 года.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса, справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо Единого налогового счёта представляется налогоплательщику в течение пяти дней со дня поступления запроса в налоговый орган. Если сальдо отрицательное, справка должна содержать имеющиеся в налоговом органе детализированные сведения о задолженности.
Основание: Приказ ФНС России от 30 ноября 2022 года № ЕД-7-8/1128@ (Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2022 года № 71889).
Опубликован приказ ФНС России об утверждении формы и формата справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента.
Начало действия документа 10 января 2023 года.
В справке о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, отражаются все поступившие и учтенные на счёте налогоплательщика суммы за весь период запроса. В справке также указывается распределение налоговым органом перечисленных сумм по видам налогам и сборов. Это важно, поскольку в системе налоговых органов платёж могут распределить на недоимку, о которой налогоплательщик не знал или которую не учёл. В этом случае текущий налог будет оплачен не полностью, что повлечёт за собой создание очередной недоимки. При этом недоимка возникнет сразу по всем налоговым обязательствам, поскольку при условии недостаточности денег на счёте на все налоговые обязательства денежные средства списываются пропорционально обязательствам.
Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, представляется налогоплательщику в течение пяти дней со дня поступления запроса в налоговый орган.
Основание: Приказ ФНС России от 30 ноября 2022 года № ЕД-7-8/1129@ (Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2022 года № 71888)
Федеральная налоговая служба утвердила формы и формат документов для распоряжения денежными средствами, формирующими положительное сальдо по единому налоговому счёту.
Предусмотрены следующие формы заявлений:
Основание: Приказ ФНС России от 30 ноября 2022 года № ЕД-7-8/1133@ (Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2022 года № 71900).
Внесённые в статью 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» изменения расширили перечень разрешённых операций в валюте между резидентами Российской Федерации при оплате денежных требований, уступленных нерезидентами. Чтобы такие сделки могли быть оплачены в валюте, необходимо, чтобы уступка требования была осуществлена следующим образом:
Основание: Федеральный закон от 05 декабря 2022 года №
Утверждён порядок расчётов наличными денежными средствами в любой валюте между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности либо при предоставлении и возврате займов.
Резидентам разрешено получать наличные в счёт взаиморасчётов по экспортным операциям, при возврате аванса за импорт, возврате займов нерезидентам. Полученные средства российские компании и предприниматели вправе использовать при расчётах по импортным контрактам без зачисления на расчётный счёт в банке либо могут зачислить их на счета в иностранных банках.
При этом резиденты обязаны либо продать наличную валюту в течение тридцати рабочих дней со дня ввоза на территорию Российской Федерации или получения от нерезидента, либо зачислить на свой валютный счёт в банке или оприходовать в кассе организации.
Резиденты должны не позднее
а) подтверждение расчётов в наличной форме;
б) подтверждение передачи товаров, выполнение нерезидентом работ, оказание нерезидентом услуг;
в) информацию, при её наличии, о декларациях на товары, поданных в отношении ввезённых в Российскую Федерацию наличных денежных средств.
По внешнеторговым договорам или договорам займа, не подлежащим постановке на учёт в уполномоченном банке, документы подаются в любой уполномоченный банк, в котором у резидента открыты счета.
Основание: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2022 года № 2433 «Об утверждении Правил осуществления между резидентами и нерезидентами расчётов наличными денежными средствами».
Российская организация — контролирующее лицо — при корректировке прибыли контролируемой иностранной компании (КИК) за 2022 — 2025 годы вправе учесть вместо величины дивидендов (распределённой прибыли) величину, равную сумме прибыли КИК, рассчитанной в соответствии со статьёй 309.1 Налогового Кодекса. При этом необходимо соблюсти следующие условия:
Для применения установленного правила контролирующее лицо ежегодно представляет в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль документы, подтверждающие размер прибыли КИК, а также документы, подтверждающие соблюдение указанных выше условий. Документы подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий и предоставляются в налоговый орган не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признаётся доход в виде прибыли КИК.
Основание: Федеральный закон от 28 декабря 2022 №
Поскольку у российской организации — контролирующего лица в 2022 и 2023 годах могут возникнуть сложности с получением финансовой отчётности КИК и подтверждающих документов, Федеральным законом от 26 марта 2022 года №
С 31 декабря 2022 года Федеральная Налоговая служба России прекращает ограничение доступа к информации, содержащейся в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчётности. С 1 января 2023 года доступ к данной информации будут иметь не только государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Банк России, но и любые иные лица.
С 2023 года ограничения в доступе могут установить лишь организации, имеющие на то законные основания. В их число входят организации, включённые в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, в перечень стратегических предприятий и организаций, лица, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются санкции, введённые иностранными государствами, банковские организации, не вошедшие в вышеперечисленные перечни по решению Банка России, другие организации по решению Правительства РФ,
Основание: Информационное сообщение Минфина России от 13 декабря 2022 года № ИС-учет-43 «Особенности раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчётности организаций и иной информации в 2023 году».
На сайте Минфина России размещён перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2022 год.
Необходимо обратить внимание, что в списке появились новые пункты:
Критерии для проведения обязательного аудита организаций, не указанных в других пунктах Перечня, остались прежними: доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется за год, непосредственно предшествовавший отчётному году, составляет более 800 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчётному году, составляет более 400 млн. руб.
Основание: Информационное сообщение Минфина России от 11 января 2023 года № ИС-аудит-60.