Федеральный закон
В соответствии с новым подпунктом 262 пункта 2 статьи 149 НК РФ «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» реализация, а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии, не подлежат налогообложению НДС (освобождается от налогообложения).
Положения нового подпункта применяются при условии выделения в цене договора коммерческой концессии вознаграждения за передачу исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности.
Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 года.
Основание: Федеральный закон от 16.04.2022 №
С 1 января 2023 г. начнут действовать изменения, внесенные в п. 32 ст. 270 и пп.2 п.1 ст.251 НК РФ Федеральным законом от 16.04.2022 №
Основание: Федеральный закон от 16.04.2022 №
ФНС в своем письме указала, что кассовый чек, подтверждающий понесенные расходы, может храниться исключительно в электронной форме, без копии, отпечатанной на бумажном носителе. Если данный кассовый чек может быть получен в мобильном приложении «Проверка чеков ФНС России», то он является документом, подтверждающим расходы. Это утверждение относится и к скан-образу кассового чека с хорошо читаемым QR-кодом, по которому кассовый чек можно найти в мобильном приложении «Проверка чеков ФНС России».
Основание: Письмо ФНС России от 08.04.2022 № АБ-4-20/4292@
Согласно подпункту 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ суммы прощенных в 2022 году обязательств по договору займа или кредита, который заключен до 1 марта 2022 года с иностранной организацией, не учитываются в доходах российской организации (от №
ФНС России в своем письме пояснила, что обязательства по договору займа или кредита включают в себя как основной долг, так и начисленные, но не выплаченные проценты. При прощении долга по основаниям, перечисленным в пп.21.5 п.1 ст.251 НК РФ, в доходы не включаются как обязательства по договору, так и проценты, которые начислили, но не выплатили.
Документ: Письмо ФНС России от 26.04.2022 № ШЮ-4-13/5078@
Федеральная налоговая служба России разъяснила, что для целей применения Главы 30 НК РФ существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, признаются самостоятельными инвентарными объектами вне зависимости от стоимости и срока полезного использования объектов основных средств, в отношении которых осуществлены такие затраты.
Часть объекта ОС, стоимость и срок полезного использования которой существенно отличаются от таких же показателей объекта в целом, также признается самостоятельным инвентарным объектом.
Основание: Письмо ФНС России от 19.04.2022 № СД-4-21/4767@ «О порядке признания затрат на ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание объектами основных средств для целей применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» (вместе с Письмом Минфина России от 15.04.2022 № 07-01-07/33521 «О самостоятельных инвентарных объектах»).
Во II квартале 2022 года начнется рассылка организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного и земельного налогов за 2021 год.
После получения сообщения компания вправе в течение 20 дней представить в налоговый орган пояснения, если уплаченная сумма налога не соответствует информации в сообщении. Форма пояснений, представляемых в электронном виде, утверждена приказом ФНС России от 30.03.2022 N ЕД-7-21/247@, официально опубликованным 28 апреля 2022 года.
Основание: Информация опубликована на сайте ФНС 05.05.2022.
В Государственную Думу внесен на рассмотрение законопроект с изменениями в НК РФ, касающимися операций с цифровыми финансовыми активами*. Предлагается освободить от НДС продажу цифровых активов. Налоговую базу по НДС при реализации цифровых прав, которые включают одновременно цифровые активы и утилитарные цифровые права, предлагается определять в виде разницы между ценами реализации и покупки таких цифровых прав. Суммы, которые полагаются обладателю цифровых прав по обязательствам, предусмотренным решением об их выпуске (кроме выплат, связанных с выкупом прав) и НДС, который заявил к вычету последний обладатель цифрового права (если он купил его у третьих лиц), будут относиться к внереализационным доходам.
Предполагается, что внереализационными расходами будут суммы, выплачиваемые тем, кто выпустил цифровые права, по обязательствам, предусмотренным решением о выпуске (при условии, что иной порядок не предусмотрели в ст. 270 НК РФ).
Основание: Проект Федерального закона №
Пояснения эксперта БТ:
* Цифровой финансовый актив — имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта**, токен***.
** Криптовалюта — вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
*** Токен — вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей.
Приказом ФНС утверждены формы и формат уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов для распределения единого налогового платежа.
Напоминаем, что с 1 июля по 31 декабря 2022 года организации и ИП вправе перейти на особый порядок уплаты налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов с использованием единого платежа. Для этого необходимо представить в налоговый орган уведомление.
Основание: Приказ ФНС России от 02.03.2022 № ЕД-7-8/178@ «Об утверждении формы уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, а также формата его представления в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2022 N 68254).
Если организация подает уточненную налоговую декларацию в связи с недостоверными сведениями или ошибками, которые не занизили сумму к уплате, начиная с 1 июня 2022 года уточненная сумма налога появится в системе только после проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки или по истечении срока проведения такой камеральной проверки. Изменения не касаются организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.
Основание: Федеральный закон от 01.05.2022 №
Уведомление об участии в иностранных организациях подается налогоплательщиком повторно в случае изменения иностранным юридическим лицом личного закона в порядке редомициляции*.
Ответственность за несвоевременное представление Уведомлений об участии в отношении иностранной организации, сменившей страну регистрации, не возникает только в случае, если налогоплательщиком ранее представлялось Уведомление об участии в отношении иностранной организации, перерегистрированной в иную юрисдикцию, с кодом «1» (начало участия), и были представлены соответствующие пояснения и документы, подтверждающие процедуру редомициляции.
Предусмотренная пунктом 2 статьи 129.6 НК РФ ответственность не возникает в отношении Уведомлений об участии, представляемых с кодом «3» — прекращение участия в иностранной организации.
Основание: Письмо ФНС России от 29.04.2022 № ШЮ-4-13/5298@ «О порядке представления уведомления об участии в иностранной организации при редомициляции» (опубликовано на сайте ФНС 04.05.2022).
Пояснения эксперта БТ:
*Редомициляция иностранной организации с территории одного государства на территорию другого государства представляет собой смену страны регистрации и юридического адреса организации, предусматривающую изменение личного закона такой организации. Редомициляция не предусматривает изменения права иностранной организации в отношении принадлежащего ей имущества, а также права и обязанности и лиц, имеющих права или обязанности в отношении такой организации, возникшие до редомициляции.
Как правило, редомициляция предусматривает два основных этапа:
1) исключение иностранной организации из реестра юридических лиц в первоначальном государстве регистрации;
2) регистрацию организации на территории другого государства в соответствии с установленными правилами.
Редомициляция происходит на основании решения, принятого уполномоченным органом иностранной организации, и может осуществляться только в случае, если такая процедура предусмотрена законодательством обоих государств. Стоит учитывать, что при редомициляции иностранная организация может, как сохранить свое наименование, так и осуществить его изменение.
В случае непредставления налогоплательщиком — контролирующим лицом в 2022 и 2023 годах в установленный срок подтверждающих документов, относящихся к уведомлениям о КИК за 2021 и 2022 отчетные периоды, такой налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 126 НК.
В последующем при возникновении возможности получения документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемых иностранных компаний, такие налогоплательщики обязаны представить указанные документы в налоговый орган. В связи с положениями пункта 4 статьи 126 Кодекса ответственность за несвоевременное представление документов у таких налогоплательщиков не возникает.
Основание: Письмо ФНС России от 29.04.2022 № ШЮ-4-13/5376 «Об особенностях администрирования правил КИК за отчетные периоды 2021 — 2022 годов».
ФНС России опубликовала критерии для самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков попасть в план проверок. Этими же критериями пользуются налоговые органы в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Данные обновляются ежегодно и, в частности, содержат сведения:
Необходимо обратить внимание, что существует большая вероятность попасть в план проверок, если налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня, или уровень рентабельности сильно отличается от среднеотраслевого (по налогу на прибыль она ниже среднего на 10% и более).
Основание: Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (редакция от 06.05.2022), приложения № 3 и 4.
Банк России внес изменения в Инструкцию от 16.08.2017 №
Новые правила применяются с 31 мая 2022 года при зачислении средств на транзитный валютный счет резидента или списании с валютного расчетного счета.
Напомним, что до внесения изменений упрощенный порядок валютного контроля действовал, если сумма контракта не превышала в эквиваленте 200 тыс. руб.
Для экспортных контрактов с 31 мая минимальная сумма, при которой контракт нужно ставить на учет в уполномоченном банке увеличена с 6 млн. до 10 млн. руб.
Основание: Указание Банка России от 25.01.2022 №
Минфин дал пояснения в отношении раскрытия информации о событиях после отчетной даты, оценки справедливой стоимости и классификации финансовых активов в отчетности за 2021 год.
В частности, для целей финансовой отчетности за 2021 г. события, оказавшие влияние на экономическое положение данных организаций и лиц, а также их контрагентов и даже некоторых отраслей экономики, если они связаны с введением в отношении организаций и отдельных лиц в феврале-апреле 2022 года мер ограничительного характера, являются некорректирующими событиями после отчетного периода. Для большинства организаций эти события подлежат раскрытию в финансовой отчетности за 2021 г., составляемой в 2022 г. в силу их существенности.
Комментарий эксперта БТ:
Минфин не пояснил, как быть с финансовой отчетностью, которая на дату публикации данной информации уже утверждена и сдана в налоговые органы.
Ведомство считает, что если оценка справедливой стоимости финансового актива или обязательства основывается на наблюдаемых рыночных данных, то для оценки должны использоваться котировки по состоянию на отчетную дату. Изменения рыночных цен после отчетной даты не влияют на такую оценку.
Напомним, если у компании изменились намерения в отношении отдельных активов, или активный рынок временно исчезает, то это не меняет бизнес-модель. В соответствии со стандартом МСФО (IFRS) 9 изменение бизнес-модели происходит только тогда, когда организация начинает или прекращает вести деятельность, существенную для ее операций.
При изменении бизнес-модели управления финансовыми активами, изменение классификации финансовых активов производится перспективно в первый день отчетного периода, следующего за датой изменения бизнес-модели и определением «даты реклассификации». Исходя из этого, для организации, которая составляет промежуточную финансовую отчетность ежеквартально, изменение бизнес-модели, произошедшее в первом квартале 2022 г., подлежит отражению в отчетности перспективно начиная с 1 апреля 2022 г.
Основание: Информация Минфина России № ОП
С 27 мая организации могут использовать в хозяйственной деятельности электронный формат договора, который опубликовала Налоговая служба России. В формате PDF/А-3 можно будет создавать договоры, протоколы разногласий или дополнительные соглашения к договорам. Подписывается документ электронной подписью сторон, совершающих сделку. Для договора-оферты предусмотрена подпись только одной стороны.
Основание: Приказ ФНС России от 24.03.2022 № ЕД-7-26/236@ «Об утверждении PDF/A-3 формата представления договорного документа в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2022 N 68327