Бетерра

Офисы Запрос
07.07.2022
Сохранить / Распечатать

Большое количество компаний часто сталкиваются с переплатой по налогу на прибыль, в том числе при сдаче декларации по окончании года. Налоговый кодекс РФ предоставляет организациям возможность зачета переплат по налогу на прибыль в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, а также задолженности по пеням и штрафам. Кроме того, зачесть такую переплату можно в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам. Эта операция происходит быстрее, чем возврат, и не влечет за собой фактического перечисления денежных средств, поэтому удобна и для налоговых органов, и для налогоплательщиков.

Однако на практике такой зачет возможен только по результатам камеральной проверки, поэтому организациям необходимо вести такую процедуру последовательно, строго в соответствии с установленным порядком.

Мы попросили ведущего эксперта Департамента бухгалтерских услуг, Зульфию Абзалову, проанализировать имеющуюся судебную практику по вопросу зачета переплаты по налогу, и дать рекомендации, как вернуть необходимые бизнесу денежные средства из бюджета без начислений пеней и споров с налоговой инспекцией.

Ситуация:

В результате расчета налога прибыль за 2021 г. у компании образовалась переплата по налогу на прибыль. Переплата была зачтена в декларации по налогу на прибыль за январь 2022 г. Обе декларации были направлены одновременно в соответствии с установленными законодательством сроки. Заявление о зачете переплаты представлено не было.

Сразу после этого ИФНС выставила требование об уплате пеней, которые были списаны с расчетного счета инкассовым поручением.

Вопрос:

Правомерно ли поступила налоговая инспекция, начислив пени? Возможно ли обжаловать это решение?

Ответ:

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового Кодекса РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса.

Порядок исчисления налога на прибыль предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, а также, в течение отчетного периода — суммы ежемесячного авансового платежа.

Статья 287 Кодекса устанавливает правило, в основе которого лежит метод нарастающего итога, о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода.

Если налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж, как результат финансово-хозяйственной деятельности организации, учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Окончательный финансовый результат и размер налоговой обязанности по налогу на прибыль рассчитывается налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, которая должна быть представлена по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании пункта 4 статьи 289 НК РФ.

В нашей ситуации налоговый период по налогу на прибыль за 2021 год истекал 28 марта 2022 года, тогда как срок оплаты авансовых платежей за январь 2022 года — не позднее 28 февраля 2022 года.

В ряде актов высших судебных органов* подтверждается, что юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово — хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.

Согласно нормам статьи 78 Кодекса налоговая инспекция принимает в отношении излишне уплаченного налога решение о зачете суммы в счет предстоящих платежей, решение о зачете в счет погашения недоимки, решение о возврате в течение десяти дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки расчетов с бюджетом.

Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией, а переплата не устанавливается лишь по факту представления декларации, так как в ней могут быть допущены ошибки, в том числе технические. Налоговый орган на основании пункта 3 статьи 78 НК РФ обязан информировать налогоплательщика о каждом известном факте излишней уплаты налога и его сумме в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Так как в данном случае заявления о зачете возникшей за 2021 год переплаты по налогу на прибыль подано не было, инспекция выявила факт возникшей переплаты самостоятельно, когда декларационная компания была завершена, и камеральная проверка по налогу закончилась.

Денежные средства, уплаченные в бюджет в течение 2021 года, стали переплатой только после того, как налоговая инспекция по итогам камеральной проверки годовой декларации подтвердила ее образование. Такой подход соответствует законодательству и подтвержден судебной практикой**.

Выводы:

  1. В данной ситуации начисление ИФНС пеней за период с 01.03.2022 по 28.03.2022 за несвоевременную уплату налога на прибыль за январь 2022 года было правомерным, поскольку для подтверждения факта наличия переплаты по налогу на прибыль по итогам 2021 г. должна была пройти камеральная проверка. Общий срок на проведение проверки установлен в 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
  2. Если компания решается обратиться в суд для оспаривания начисленных пеней, то важно понимать, что судебные решения, в которых непосредственно рассматривался вопрос начисления пеней в аналогичной ситуации, часто складываются не в пользу налогоплательщиков***
  3. Чтобы избежать начисления пеней, мы рекомендуем компаниям, в случае самостоятельного выявления факта излишней уплаты налога, сразу обращаться с заявлением о зачете такой переплаты в налоговый орган.

* Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, от 12.05.2021 N 309-ЭС20-22198

** п. 2 ст. 88, п. 8.1 ст. 78 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 19.01.2010 N 11822/09; Постановление АС МО от 04.07.2014 N А40-140652/13 (Определением ВС от 23.10.2014 N 305-КГ14-2599 оставлено в силе); Постановление АС МО от 30.01.2017 N Ф05-19602/2016 (Определением ВС от 02.05.2017 N 305-КГ17-3668 оставлено в силе).

*** Постановление АС МО от 07.04.2016 N Ф05-3775/2016 (Определением ВС от 13.07.2016 N 305-КГ16-8480 оставлено в силе).

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Скачивание начнется после отправки формы

Я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных. Подробнее об обработке персональных данных – в Политике

Я хочу получать email рассылку с новостями "Бетерры"

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Быстрая консультация