Бетерра

Офисы Запрос
27.07.2023
Сохранить / Распечатать

Разъяснения о порядке налогообложения прибыли КИК за 2022-2025 годы в связи с введением пунктов 1.2 и 1.3 статьи 25.15 НК РФ

В декабре 2022 года Федеральный закон № 565-ФЗ изменил статью 25.15 «Порядок учёта прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении» Налогового Кодекса РФ, добавив подпункты 1.2 и 1.3, которые дают возможность возможность при корректировке прибыли КИК за 2022 — 2025 годы учитывать вместо величины дивидендов (распределенной прибыли) сумму прибыли КИК, рассчитанной в соответствии со статьёй 309.1 НК РФ. Для этого должны одновременно соблюдаться ряд условий.

Федеральная налоговая служба дала разъяснения о порядке применения этих пунктов. Налоговое ведомство акцентирует внимание на круге лиц, на которых распространяются действие положений пунктов 1.2 и 1.3. Например, если государство, где находится контролируемая компания, входит в перечень оффшорных государств или территорий, то временный порядок расчёта прибыли КИК за 2022-2025 годы не распространяется на налогоплательщика, являющегося контролирующим лицом, независимо от того — прямо или косвенно такой налогоплательщик участвует в КИК.

Налоговики указывают, что перечень документов для подтверждения действия ограничительных мер, затрудняющих деятельность налогоплательщиков и КИК, является открытым. Документы нужно представить в налоговый орган для подтверждения применения подпункта 1 п.1.2 ст.25.15 НК РФ. В письме приводят следующие примеры таких документов:

  • отказы банков в обслуживании и проведении расчётов;
  • заявления директоров КИК о снятии с себя полномочий;
  • отказы ведомств или регистрационных агентов совершать регистрационные действия по отношению к КИК, оформлять назначение директоров, аудиторов и т.д.;
  • отказы аудиторов проводить аудит КИК или предоставлять письменный отчёт по результатам аудита;
  • отказы нотариусов совершать нотариальные действия;
  • иные аналогичные документы.

Также можно приложить письма, информационные справки, заверенные уполномоченными представителями контролирующего лица или КИК, а также нотариальное удостоверение сведений, размещённых на официальных интернет-ресурсах регулирующих органов иностранных государств, выдержек из нормативно-правовых актов, текстов официальных документов, содержащих информацию о соответствующих запретительных, ограничительных и иных мерах и лицах, к которым они применяются, переведённых на русский язык.

Основание: Письмо ФНС России от 7 июня 2023 года № ШЮ-4-13/7148@ «О порядке применения пункта 1.2 и 1.3 статьи 25.15 НК РФ».

Комментарий эксперта Бетерры:

Поскольку у российской организации — контролирующего лица — могут возникать сложности с получением финансовой отчётности КИК и подтверждающих документов, штраф за непредставление в 2022 — 2023 годах указанных документов, относящихся к уведомлениям о КИК за 2021 и 2022 годы, отменён Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 67-ФЗ, а также в связи с Письмом ФНС России от 29 апреля 2022 года № ШЮ-4-13/5376 «Об особенностях администрирования правил КИК за отчётные периоды 2021 — 2022 годов». Однако налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган пояснения или документы в отношении данных затруднений, а также документы, если появится возможность их получения от КИК.

Напомним, что с 1 июля 2023 года перечень оффшорных юрисдикций значительно расширен (Приказ Минфина России от 5 июня 2023 года № 86н).

Раскрытие информации о контроле над лицами недружественных иностранных государств

Федеральная налоговая служба направила разъяснения в отношении сведений, являющихся примерами надлежащего раскрытия информации для целей подпункта «б» пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95).

В соответствии с Указом российские юридические или физические лица обязаны предоставлять налоговым органам РФ информацию о контроле над лицами иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, недружественные действия.

ФНС России поясняет, что аналогичная обязанность сообщать о контролируемых иностранных компаниях и представлять в налоговые органы соответствующие уведомления, установлена положениями статьи 25.14 главы 3.4 Налогового Кодекса РФ.

В связи с этим предложено, в отношении раскрытия контролирующими лицами информации о контроле, исходить из факта наличия у налогового органа уведомлений, представленных контролирующим лицом в порядке, который предусмотрен статьёй 25.14 Налогового кодекса.

Подтверждением раскрытия информации, указанной в подпункте «б» пункта 12 Указа № 95 для налогоплательщиков-контролирующих лиц, будет являться квитанция о приёме электронного уведомления при представлении документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, отметка о принятии документа при представлении документа на бумажном носителе непосредственно в налоговые органы или почтовая квитанция с описью вложения с отметкой органа почтовой связи при направлении документа по почте (Письмо от 10 марта 2022 года N КВ-4-13/2811@).

Юридические лица, признаваемые контролирующими на 31 декабря 2023 года, должны представить уведомления о КИК за 2023 год не позднее 20 марта 2024 года, а физические лица — 30 апреля 2024 года.

Если возникнет необходимость, контролирующее лицо может запрашивать в налоговой инспекции подтверждение о представлении уведомления о КИК за соответствующий год. Такой запрос представляется по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика или по почте, в свободной форме, с обязательным указанием отчётного периода и даты представления уведомления о КИК, наименования компании, указанной в таком уведомлении и требующей раскрытия в подтверждении, её идентификационные данные (письмо ФНС России от 30 сентября 2022 года N ШЮ-4-13/13043@).

Основание: Письмо ФНС России от 22 июня 2023 года № ШЮ-4-13/7940@ «Разъяснения о сведениях, являющихся примерами надлежащего раскрытия информации для целей подпункта „б“ пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95», от 30 сентября 2022 года N ШЮ-4-13/13043@, от 10 марта 2022 года N КВ-4-13/2811@).

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Скачивание начнется после отправки формы

Я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных. Подробнее об обработке персональных данных – в Политике

Я хочу получать email рассылку с новостями "Бетерры"

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Быстрая консультация