Минфин России поменял свою позицию по определению выручки для расчёта нормируемых расходов на рекламу, в случаях, когда положениями некоторых Соглашений об избежании двойного налогообложения предусматривались особые правила принятия рекламных расходов.
В августе 2023 года Президент РФ приостановил не только часть положений самих Соглашений, но и отдельные пункты Протоколов к ним.
Например, было приостановлено действие положений пунктов 2 — 7 Протокола к СОИДН с Федеративной Республикой Германия. Пункт 3 Протокола предусматривал, что расходы на рекламу российской компании с участием немецкой компании учитываются для налога на прибыль в полном объёме, если вычитаемые суммы не превысят суммы, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях. Начиная с 8 августа 2023 года учёт таких расходов на рекламу осуществляется в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Ранее Минфин исходил из позиции, что, в целях расчёта нормируемых расходов на рекламу, организации, которые платят квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, определяют выручку с 1 июля 2023 года, а уплачивающие ежемесячные авансовые платежи — с 1 августа 2023 года. Данная позиция также нашла свое отражение в разъяснениях ФНС России, изложенных в Письме от 29 ноября 2023 года № ШЮ-4-13/14936@.
Однако в конце декабря Минфин изменил мнение по указанному вопросу. Поскольку при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода, а налоговым периодом признается календарный год, то при определении размера выручки для расчёта нормируемых расходов на рекламу, в соответствии с п.4 ст.264 НК РФ, организации, ранее применявшие для учёта рекламных расходов положения СОИДН и протоколов к ним, определяют выручку с 1 января 2023 года.
Теперь, по мнению ФНС, налогоплательщикам необходимо руководствоваться позицией, изложенной в более позднем письме Минфина России от 26 декабря 2023 года № 03-03-10/126405 и учитывать выручку для нормируемых рекламных расходов начиная с 1 января 2023 года.
Основание: Письмо Минфина России от 26 декабря 2023 года № 03-03-10/126405; письмо ФНС России от 28 декабря 2023 года № ШЮ-4-13/16492@ «Об учёте расходов на рекламу в связи с приостановлением действия отдельных положений СОИДН».
В соответствии с положениями Федерального закона от 4 августа 2023 года №
Организации, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов, уплачивают экологический сбор в размерах и порядке, установленных законом.
Как мы видим, список ответственных за утилизацию (уплату экологического сбора) пополнился производителями упаковки, подлежащей обязательной утилизации. Организация, которая производит как подлежащие утилизации товары, так и упаковку, должна обеспечить утилизацию или уплату сбора по обеим категориям, независимо от того, является ли производство упаковки основным её видом деятельности. Производитель товара не должен обеспечивать утилизацию отходов от упаковки, которую не изготавливает.
Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, а также нормативы утилизации на 2024 год утверждены Постановлением Правительства.
Новые правила относятся к товарам и упаковке, произведённым или ввезённым в 2024 году. Подача отчётности и уплата экологического сбора за 2023 год производятся по старым правилам.
Основание: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2023 года № 2414 «Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки»; Федеральный закон от 24 июня 1998 года №
Федеральная налоговая служба разъяснила, когда налогоплательщик может избежать штрафов при подаче уточнённых деклараций к доплате, если установленные для этого срок представления и срок уплаты налога истекли.
Порядок освобождения от этих штрафов, предусмотренный в п.4 ст.81 НК РФ, применяется в случаях:
Если налоговый орган обнаружит факт неуплаты или ошибки — это должно быть указано в акте налоговой проверки. Требование о представлении пояснений по выявленным ошибкам в налоговой декларации свидетельством обнаружения этих фактов не является.
Если условия, перечисленные в п.4 ст.81 НК РФ, не соблюдены, организация обязана уплатить штраф в размере 20 процентов от суммы недоплаты. При наличии на едином налоговом счёте со дня срока уплаты налога и до дня представления уточнённой декларации положительного сальдо, равного сумме недоимки и пеней, организация может быть освобождена от штрафа. Если же доказано умышленное занижение налоговой базы — штраф составит 40 процентов от суммы недоплаты. В этом случае наличие положительного сальдо ЕНС в расчёт не принимается.
Размер штрафа за неуплату может быть уменьшен при наличии смягчающих обстоятельств — самостоятельном выявлении налогоплательщиком ошибок и неточностей и представления им уточнённой налоговой декларации, а также наличии положительного сальдо на ЕНС на момент предоставления уточнений.
Основание: Письмо ФНС России от 27 декабря 2023 года № БВ-4-7/16343@ «О применении положений статьи 122 НК РФ при предоставлении уточненных налоговых деклараций в порядке статьи 81 НК РФ».
Налоговая служба направила обновлённые формы отчётов о движении денежных средств и электронных средств платежа в зарубежных банках с учётом изменений, внесённых Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2023 года № 1911.
Одновременно с формами направлены и рекомендуемые форматы отчётов и
О возможности приёма отчётов в электронной форме будет сообщено дополнительно. До указанной доработки ФНС обязана обеспечить приём отчётов на бумажных носителях.
Основание: Письмо ФНС России от 20 декабря 2023 года № ШЮ-4-17/15923@ «О рекомендованных формах и форматах отчётов о движении средств и переводах электронных средств платежа».
Обновлена методика проведения оценки финансово-хозяйственного состояния налогоплательщика — юридического лица. Выписка с результатами оценки, как и прежде, предоставляется по запросу организации. Результаты запроса формируются и направляются налоговым органом не позже одного рабочего дня, следующего за датой запроса.
На первом этапе оценки, как и раньше, проверяется наличие или отсутствие нарушений законодательства со стороны проверяемого лица, наличие или отсутствие задолженности по налогам и взносам, а также соответствие показателей деклараций по НДС за четыре предшествующих периода показателям отчётности контрагентов налогоплательщика.
На втором этапе оцениваются параметры финансово-хозяйственного состояния проверяемого лица по пятнадцати критериям, в новой редакции методики часть критериев была скорректирована. Среди критериев, в частности, перечислены следующие:
Результаты оценки формируются в печатную выписку в формате pdf с электронной подписью ответственного должностного лица налогового органа. Если налогоплательщик не согласен с такой оценкой, он может направить в инспекцию возражения, приложив подтверждающие свою позицию документы. В течение семи рабочих дней налоговый орган рассматривает возражения и выносит решение о корректности указанных в выписке данных или о внесении в неё изменений.
Основание: Приказ ФНС России от 29 декабря 2023 года № ЕД-7-31/1037@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 24 марта 2023 года N ЕД-7-31/181@ «Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» АИС «Налог-3».
С 1 января 2024 года прекратила свое действие Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, подписанная в Москве в 1996 году.
Основание: Информация Минфина России, Официальное сообщение МИД России
С 1 января 2024 года прекратило своё действие Соглашение между Правительством РФ и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, которое было подписано в 2010 году.
Основание: Федеральный закон от 28 февраля 2023 года №
Федеральная налоговая служба вместе с письмом Минфина России от 27 декабря 2023 года № 03-12-11/1/126454 разъяснила вопрос применения расширенного Перечня офшорных зон и территорий для признания сделок контролируемыми в 2023 году.
Положения Приказа Минфина России от 5 июня 2023 года № 86н в части расширения офшорных зон на государства или территории, ранее не включённые в Перечень, не применяются для признания контролируемыми сделок, доходы и расходы по которым признаны в 2023 году, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Основание: Письмо ФНС России от 23 января 2024 года № ШЮ-4-13/620@ «О направлении письма Минфина России» (вместе с Письмом Минфина России от 27 декабря 2023 года N 03-12-11/1/126454).
Минфином России размещён Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2023 год. Существенных изменений в новом перечне, по сравнению с предыдущим, нет. Порог обязательного аудита для коммерческих компаний остался прежним — доход от предпринимательской деятельности за предшествующий отчётному год не выше 800 млн. руб. или сумма активов за тот же период менее 400 млн. руб.
Основание: «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2023 год (согласно законодательству Российской Федерации)» (утв. Минфином России).