Бетерра

Офисы Запрос
26.07.2023
Сохранить / Распечатать

I. Налог на прибыль

1. Учёт положительной курсовой разницы на конец 2022 года при расчёте отрицательной курсовой разницы в 2023 году

Федеральная налоговая служба в декабре 2022 года указывала, что при превышении на конец 2022 года положительных курсовых разниц над отрицательными, они будут учитываться при исчислении налоговой базы в налоговом периоде, в котором происходит погашение соответствующего обязательства.

Минфин России уточнил, что остаток «незачтённой» в 2022 году положительной курсовой разницы нужно учитывать при расчёте отрицательной курсовой разницы, которая появилась уже в 2023 году.

При расчёте налоговой базы в 2023 году величина отрицательной курсовой разницы, принимаемой в качестве расходов 2023 года, рассчитывается по каждому отдельному обязательству следующим образом:

Отрицательная курсовая разница 2023 года

МИНУС

остаток «незачтённой» положительной курсовой разницы на конец 2022 года

МИНУС

положительная курсовая разница по обязательству за налоговый период 2023 года.

Если полученная сумма больше нуля, то налоговую базу необходимо уменьшить на сумму полученной разницы. Если же сумма отрицательная — это означает, что сумма положительных разниц превышает величину отрицательных и подлежит учёту в том периоде, в котором произойдет погашение обязательства. То есть, отрицательная курсовая разница по такому обязательству совсем не будет учитываться в налогооблагаемой базе текущего периода.

Основание: письмо Минфина России от 14 апреля 2023 года № 03-03-06/1/33702

2. Перенос инвестиционного налогового вычета на следующие периоды

Минфин России прокомментировал правила переноса остатка инвестиционного налогового вычета организациями радиоэлектронной промышленности, которые применяют нулевую ставку налога на прибыль в бюджет субъектов РФ.

Предусмотренный законом субъекта Российской Федерации инвестиционный налоговый вычет может применяться или переноситься налогоплательщиком на следующие налоговые периоды в случаях, когда в налоговом (отчётном) периоде, в котором основное средство было введено в эксплуатацию или менялась его первоначальная стоимость, у налогоплательщика исчислена сумма налога на прибыль или авансового платежа к зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации.

Если в текущем налоговом (отчётном) периоде организация использовала инвестиционный налоговый вычет, а в следующем периоде применила нулевую ставку налога на основании пункта 1.16 статьи 284 НК РФ, то неиспользованный инвестиционный налоговый вычет, по мнению Минфина, может быть перенесён только на те налоговые периоды, в которых организация исчислит налог на прибыль или авансовый платёж, в бюджет субъектов Российской Федерации. Если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.

Основание: Письмо Минфина России от 3 мая 2023 года № 03-03-06/1/40489

3. Расходы по кредиту дочерней организации, взятому для материнской компании, не учитываются при расчёте налоговой базы

Минфин России по вопросу об учёте для целей налога на прибыль курсовых разниц, возникших при выплате процентов по кредиту, взятому дочерней организацией для материнской организации, ответил, что расходы в виде процентов по вышеуказанному кредиту, выплачиваемому дочерней организацией по договору с банком, а также внереализационные расходы в виде отрицательной курсовой разницы от переоценки обязательств по данному валютному кредиту, не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют условиям статьи 252 НК РФ в части экономической обоснованности.

При определении налоговой базы по налогу отрицательное сальдо при расчёте курсовых разниц не учитывается в составе расходов как экономически необоснованные расходы. При этом положительное сальдо курсовых разниц подлежит включению в состав налогооблагаемых доходов на общих основаниях.

Основание: Письмо Минфина России от 16 мая 2023 года № 03-03-06/1/4411

II. Налоги на имущество

1. Сообщения об исчисленных имущественных налогах за 2022 год

Во втором квартале 2023 года стартовала рассылка налоговыми органами единых сообщений об исчисленных суммах транспортного налога, налога на имущество и земельного налога за 2022 год.

Сообщение передаётся компаниям по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика. В случаях, когда таким образом передать сообщение налогоплательщику невозможно, то оно присылается по почте заказным письмом.

Если уплаченный налог отличается от данных налоговой службы, то в течение 20 дней после получения сообщения организация имеет право представить в налоговый орган пояснения по установленной приказом ФНС России от 30 марта 2022 года № ЕД-7-21/247@ форме в электронном виде. К пояснению разрешается прикладывать документы, подтверждающие правильность расчёта налога, и обоснованность пониженных налоговых ставок и льгот.

В течение месяца налоговики должны рассмотреть пояснения налогоплательщика и сообщить о результатах. При обнаружении недоимки, в том числе на основании поданных документов, организации будет направлено требование об уплате налога.

Основание: информация, размещённая на официальном сайте ФНС России, дата публикации 12 мая 2023 года.

III. Единый налоговый платёж

1. Изменение КБК для внесения таможенных авансовых платежей

Федеральная таможенная служба с 1 июля 2023 года меняет код бюджетной классификации для зачисления таможенных платежей.

С 1 июля платежи перечисляются на КБК 153 01 06 13 01 01 0000 510 «Увеличение финансовых активов за счёт операций по авансовому платежу, предусмотренному в отношении обязательных платежей правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации».

Если по ошибке таможенные платежи перечислены на прежний КБК, то до конца года они будут автоматически зачислены на новый код бюджетной классификации.

Основание: информация ФТС России от 16 мая 2023 года

2. Очерёдность зачисления НДФЛ на Едином налоговом счёте

Федеральный закон от 29 мая 2023 года № 196-ФЗ изменил очерёдность зачисления денежных средств, перечисленных в качестве Единого налогового платежа в счёт погашения налоговой обязанности.

Если ранее налоговый платёж погашал в первую очередь недоимку, начиная с наиболее раннего момента её выявления, а затем — налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы с момента возникновения обязанности по их уплате, и в последнюю очередь — пени, проценты и штрафы — то с 29 мая 2023 года очерёдность погашения установлена следующая:

1) недоимка по НДФЛ — с наиболее раннего момента её возникновения;

2) текущий НДФЛ — с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;

3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам, начиная с наиболее раннего момента её возникновения;

4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы — с момента возникновения обязанности по их уплате;

5) пени;

6) проценты;

7) штрафы.

Если налогоплательщик раньше установленного срока перечисления направил уведомление об исчисленных суммах налогов, включающее НДФЛ, то положительное сальдо с Единого налогового счёта будет засчитываться налоговым органом в счёт НДФЛ не позднее дня, следующего за днём поступления в налоговый орган такого уведомления.

Заявления о зачёте теперь не нужно.

Основание: Федеральный закон от 29 мая 2023 года № 196-ФЗ

3. Пени за ошибки в уведомлениях

С 1 июля 2023 года вступило в силу Постановление Правительства РФ, продлившее период, в котором за ошибки в уведомлениях не будут начисляться пени, до 31 декабря 2023 года

Для этого необходимо, чтобы положительное сальдо на едином налоговом счёте налогоплательщика покрывало возникшую недоимку.

Основание: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2023 года № 1077 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года N 500».

IV. Налоговый контроль

1. Сведения организаций за 2022 год о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчётности

На сайте Федеральной налоговой службы размещена информация в формате открытых данных о суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2022 год. Сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, по состоянию на 1 апреля 2023 года, размещены там же.

Основание: информация, размещённая на официальном сайте ФНС России, дата публикации 3 мая 2023 года.

2. Приостановки операций по расчетным счетам и банковским вкладам и депозитам организаций

Минфин России в своём письме указал, что при вынесении налоговиками решения о приостановке операций по счетам налогоплательщика, приостанавливаются не только операции по открытым счетам такого налогоплательщика, но и операции по вкладам и депозитам.

Свое позицию финансовое ведомство обосновывает тем, что при заключении договора банковского вклада клиенту открывают депозитный счёт, являющийся разновидностью банковского счёта.

Основание: Письмо Минфина России от 13 апреля 2023 года № 03-02-07/33504

3. Среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и рентабельности за 2022 год

В рамках концепции системы планирования выездных налоговых проверок, Федеральная налоговая служба разместила сведения о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2022 год.

Указанные сведения публикуются с 2006 года для самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков проведения выездных налоговых проверок как на будущий, так и на последующие годы до их новой актуализации.

В план проведения выездной проверки могут попасть компании, которые имеют налоговую нагрузку ниже среднего уровня по виду экономической деятельности, или долю вычетов в декларациях по НДС не менее 89% за 12 последних месяцев. Риски проверок возникают также, если убытки в бухгалтерской или налоговой отчётности отражены на протяжении нескольких налоговых периодов.

Обращают на себя внимание налоговиков и те организации, у которых расходятся темпы роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчётности, и темпы роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отражёнными в бухгалтерской отчётности.

Ещё один фактор, который может стать причиной проверки — размер выплат среднемесячной заработной платы на одного работника по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации — он не должен быть ниже.

Основание: Приложения № 3 и 4 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ (редакция от 5 мая 2023 года).

4. Перечень офшорных юрисдикций

Минфин России утвердил новый перечень офшорных юрисдикций, отменив с 1 июля 2023 года список, утверждённый ранее Приказом от 13 ноября 2007 года № 108н.

Новый перечень значительно расширен более чем в 2 раза — в него вошло 91 государство и территории.

Приказ вступил в силу с 1 июля 2023 года.

Основание: Приказ Минфина России от 5 июня 2023 года № 86н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15 июня 2023 года N 73846).

V. Первичные документы

1. Состав сведений о водителе в путевом листе

С 1 сентября 2023 года необходимо заполнять путевой лист по обновлённым правилам. Минтранс России внёс изменения в состав сведений о водителе и лице, заполнившем документ, которые необходимо указывать в путевом листе.

Например, в сведениях о физическом лице, оформившем путевой лист, которому предоставлено право перевозку пассажиров и багажа легковым такси, необходимо указывать фамилию, имя, отчество, адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, ИНН. В сведениях о водителе также необходимо указать серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения и СНИЛС.

Новой редакцией правил допускается:

  • Оформлять один путевой лист на один рейс, если длительность рейса превышает продолжительность рабочего дня водителя;
  • оформлять нескольких путевых листов на бумаге на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
  • оформлять один путевой лист на несколько рейсов, если в течение рабочего дня или смены водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов;
  • вносить изменения в сведения о водителе транспортного средства, о марках, моделях прицепов или полуприцепов и их регистрационных номерах, если путевой лист формируется электронно.

Основание: Приказ Минтранса России от 5 мая 2023 года № 159 «О внесении изменений в состав сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ „Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“, и порядок оформления или формирования путевого листа, утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2022 года N 390».

2. Формат электронных договоров

ФНС России утвердила электронный формат передачи документов, выражающих согласованную волю сторон сделок. Его использование позволит составлять в электронной форме текст, выражающий содержание сделки, для подписания, передачи, хранения и воспроизведения на материальном носителе в неизменном виде, в том числе для визуализации актуальных версий условий сделки, с учётом оформленных сторонами последующих изменений в первоначальный текст договорного документа.

Основание: Приказ ФНС России от 16 февраля 2023 года № ЕД-7-26/115@ «Об утверждении XML формата представления договорного документа в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 9 июня 2023 года N 73808).

VI. Законодательные инициативы

Законопроект о введении налога на сверхприбыль

Законопроект, предусматривающий обложение разовым налогом на прибыль сверхприбыли, полученной налогоплательщиком, внесён на рассмотрение в Госдуму РФ.

Планируется, что облагаемая сверхприбыль будет определяться как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год, в том случае, если данная величина оказалась более 1 миллиарда рублей.

Ставка налога устанавливается в размере 10 %. Срок уплаты не позднее 28 января 2024 года.

Платить налог обяжут российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. К российским организациям будут также приравнены иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

В состав налогоплательщиков не входят субъекты малого и среднего предпринимательства, плательщики единого сельскохозяйственного налога и некоторые организации нефтегазового сектора.

13 июня 2023 года на заседании Правительства РФ законопроект был одобрен.

Основание: Проект Федерального закона N 379248-8 «О налоге на сверхприбыль»

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Скачивание начнется после отправки формы

Я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных. Подробнее об обработке персональных данных – в Политике

Я хочу получать email рассылку с новостями "Бетерры"

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Быстрая консультация