Президентом РФ подписаны законы о введении налога на сверхприбыль и о внесении в связи с этим изменений в Налоговый Кодекс РФ. Налог на сверхприбыль носит разовый характер.
Его плательщиками могут быть российские организации, а также иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии со статьёй 246.2 Налогового Кодекса РФ. В состав налогоплательщиков включаются также российские организации, которые на 31 декабря 2022 года были ответственными участниками Консолидированной группы налогоплательщиков, за некоторыми исключениями, и иностранные организации, ведущие свою деятельность через постоянные представительства.
Обязанность по уплате налога на сверхприбыль не коснется организаций, созданных после 2020 года, предприятий, у которых средняя прибыль до налогообложения за 2021 — 2022 годы не превышает 1 млрд рублей, компаний малого и среднего бизнеса, плательщиков единого сельскохозяйственного налога и нефтегазового сектора и добычи угля.
Сверхприбыль определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год, с учётом особенностей для ряда компаний. Если рассчитанная величина не превышает 1 млрд. рублей, налоговая база считается равной нулю.
Налоговая ставка — 10%. Налогоплательщик сам производит расчёт налога, и должен оплатить его не позднее 28 января 2024 года.
В отличие от налога на прибыль, данный уплаченный налог не будет входить в состав Единого налогового платежа, кроме случаев, когда возникла переплата.
Налоговая декларация по налогу на сверхприбыль подаётся только теми организациями, у которых налоговая база не равна нулю. Срок подачи декларации — не позднее 25 января 2024 года.
Основание: Федеральные законы от 4 августа 2023 года №
В связи с изменениями, внесёнными в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 31 июля 2023 года №
Однако соответствующие изменения в форму расчёта о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, еще не внесены, в связи с чем в своем письме Федеральная налоговая служба поясняет, как заполнять расчёт до обновления форм расчёта.
Основание: Письмо ФНС России от 24 августа 2023 года № СД-4-3/10850@ «О пересчёте налога, удержанного в валюте в валюту Российской Федерации и заполнении Налогового расчёта».
Федеральная Налоговая Служба РФ разъяснила, что в связи с изменением порядка пересчёта в рубли суммы удержанного налоговыми агентами налога с доходов иностранной организации от источников в РФ, уточнённые расчёты за первый квартал и полугодие 2023 года сдавать не нужно.
Налоговый департамент указывает, что предоставленные до вступления в силу изменений расчёты не считаются ошибочными, и уточнять налоговые расчёты за соответствующие отчётные периоды 2023 года налоговым агентам не требуется.
Действие новой нормы распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года и налоговые агенты вправе представить уточненные налоговые расчёты за отчётные периоды 2023 года с учётом курса Центрального банка Российской Федерации на дату выплаты дохода.
Основание: Письмо ФНС России от 4 сентября 2023 года № КВ-4-3/11220@
Федеральная Налоговая Служба России опубликовала информацию о контрольных соотношениях показателей налоговой декларации по налогу на прибыль. Указанные соотношения помогают налоговым органам и налогоплательщикам убедиться в корректности заполнения взаимосвязанных показателей декларации.
Перед отправкой отчётности налогоплательщики могут проверить её показатели в автоматическом режиме на основе утверждённых и внедрённых в программное обеспечение контрольных соотношений.
Основание: Письмо ФНС России от 1 сентября 2023 года № КВ-4-3/11163@ «О направлении КС по налогу на прибыль» (вместе с «Контрольными соотношениями показателей форм налоговой и бухгалтерской отчётности».
Налоговая служба дала разъяснения по вопросу исчисления акциза, транспортного налога и утилизационного сбора в отношении гибридных автомобилей, то есть автомобилей, имеющих два двигателя — электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания.
В целях обеспечения единообразного расчёта налогов и сборов в отношении всех легковых автомобилей, номинальная мощность их приводящих двигателей учитывается суммарно и определяется на основе данных технической документации, паспорта транспортного средства и сведений, представляемых регистрирующими органами.
Если в легковом автомобиле, согласно технической документации, приводящим является только электродвигатель, то в отношении данного автомобиля мощность двигателя внутреннего сгорания не учитывается при исчислении акциза, транспортного налога, утилизационного сбора.
Основание: Письмо ФНС России от 4 сентября 2023 года № БС-4-21/11239@ «Об указании в сведениях, передаваемых в налоговые органы, значений мощности двигателя легкового автомобиля» (вместе с Письмом Минфина России от 30 августа 2023 года № 03-13-06/82517).
Федеральная Налоговая Служба разослала нижестоящим налоговым органам рекомендации в отношении истребования документов налогоплательщиков в ходе выездных, камеральных, встречных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля, в соответствии со статьями 93, 93.1 и 93.2 Налогового Кодекса.
При истребовании документов и информации рекомендовано руководствоваться в том числе, принципами законности, определённости, однократности, а также применять риск-ориентированный подход. Получение информации из доступных государственных ресурсов, цифровая среда, срочность должны быть в приоритете.
При составлении документа налоговым органам следует использовать чёткие формулировки, чтобы налогоплательщики однозначно могли понять, какие документы нужно представить в ходе проверки.
Запрос должен касаться документов, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, сборы, либо подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.
Истребование документов или информации путём включения их в иные документы, не являющиеся требованием, например, в письма, просьбы, в том числе «на добровольной основе», запросы по телефону или по электронной почте, не допускается, так как не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Ранее разосланные для служебного пользования письма ФНС России от 13 февраля 2019 года N ЕД-5-2/298дсп@ и от 31 мая 2019 года N ЕД-5-2/1531дсп@, с момента получения налоговыми органами указанных рекомендаций, не используются.
Основание: Письмо ФНС России от 26 июня 2023 года № СД-4-2/8096@ «О рекомендациях по истребованию».
В последнее время налоговые органы начали отказывать в приёме заявления о постановке на учёт иностранной организации в связи с открытием счёта в банке. Сотрудники налоговых органов перенаправляют заявителей непосредственно в банк, в котором иностранная организация планирует открывать счёт.
В связи с этим ФНС России направила разъяснения сотрудникам территориальных налоговых органов. В письме, в частности, указано, что Налоговым Кодексом РФ российским банкам дано право, а не обязанность осуществлять приём заявлений иностранных организаций о постановке на учёт в налоговом органе и направлять такие заявления в налоговый орган по месту своего учёта.
Если иностранная организация представляет такое заявление самостоятельно, то уполномоченные сотрудники налогового органа обязаны принять заявление и установленные документы, поставить компанию на учёт и выдать соответствующие документы заявителю в соответствии с положениями Налогового Кодекса и своими должностными обязанностями.
Основание: Письмо ФНС России от 7 августа 2023 года № КВ-4-14/10123@ «О постановке на учёт в налоговом органе иностранной организации, не состоящей на учёте в налоговых органах, в связи с открытием этой организации счёта в российском банке на основании заявления о постановке на учёт такой организации, представляемого в налоговый орган такой организацией или указанным российским банком».
Федеральная Налоговая Служба запустила специальный портал для работы с машиночитаемыми доверенностями. На портале можно бесплатно сформировать доверенность в соответствующем формате для обмена как между организациями, так и с налоговыми органами. Сервис также позволяет загрузить свою доверенность, проверить её на соответствие электронной подписи требованиям законодательства и разместить на хранение в распределенный реестр ФНС России.
Кроме того, на портале размещена информация о том, что такое электронная машиночитаемая доверенность и как с ней следует работать.
Напоминаем, что, начиная с 1 сентября 2023 года сотрудники организаций не могут получать в удостоверяющих центрах квалифицированные сертификаты подписей работников от организации на свое имя. Теперь используются квалифицированные сертификаты электронной подписи работника как физического лица в связке с машиночитаемой доверенностью, выданной на такого работника.
Если квалифицированные сертификаты работников были выданы до 1 сентября 2023 года, они действуют до окончания своего срока.
Основание: информация ФНС России на сайте. Дата размещения 4 сентября 2023 года
Подписан и с 8 августа 2023 года вступил в силу указ Президента РФ о приостановлении отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения с 38 странами. Статьи соглашений, предполагающие применение пониженных налоговых ставок и льгот, приостановлены. Остальные положения, в том числе о зачёте налога, уплаченного в одной стране в счёт оплаты налога в другой, остаются в силе.
Приостановлены положения международных договоров с Польшей, США, Кореей, Болгарией, Швецией, Люксембургом, Румынией, Великобританией, Венгрией, Ирландией, Словакией, Албанией, Бельгией, Словенией, Хорватией, Канадой, Югославией (в отношении Черногории), Швейцарией, Чехией, Данией, Норвегией, Италией, Финляндией, Германией, Францией, Македонией, Кипром, Испанией, Литвой, Исландией, Австрией, Португалией, Грецией, Новой Зеландией, Австралией, Сингапуром, Мальтой, Японией.
Основание: Указ Президента РФ от 8 августа 2023 года № 585.
Комментарий эксперта Бетерра:
14 августа 2023 года, вслед за Указом Президента РФ, Минфин опубликовал на своём сайте информацию о том, что налоговые агенты при выплате доходов в виде процентов экспортно-кредитным агентствам, расположенным в недружественных странах, а также организациям, осуществляющим банковскую деятельность в соответствии с личным законом, которые ранее освобождались от налога или применяли пониженную ставку налога у источника, вправе по таким процентным доходам продолжать не исчислять и не удерживать у источника налог на прибыль организаций, или исчислять и удерживать такой налог по соответствующей пониженной ставке при условии наличия у таких иностранных организаций или агентств фактического права на получаемый доход.
Налоговый департамент разъяснил, что Налоговым Кодексом РФ не предусмотрен запрет на возврат излишне удержанного налога резидентам недружественных стран по доходам от источников в Российской Федерации, перечисленным в ст.309 Кодекса.
Однако данный возврат должен учитывать выполнение требований, предусмотренных Указами Президента РФ от 5 марта 2022 года № 95 и от 4 мая 2022 мая № 254. То есть, если иностранная компания, которой производится возврат ранее удержанного налога (уплаченного по выплаченным процентам и дивидендам), относится к лицам, упомянутым в пунктах 1 Указа № 95 и Указа № 254, то возврат налога осуществляется только на специальный счёт типа «С».
При этом обязанность по возврату налога на специальный счёт типа «С» не распространяется на лиц, удовлетворяющих следующим условиям: наличие контроля со стороны лиц, указанных в пункте 4 Указа № 254; подтверждение наличия контроля со стороны российских юридических или физических лиц и его отражение в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях.
Оценка соответствия этим критериям осуществляется при принятии решения о возврате налога налоговыми органами с учётом разъяснений Банка России и ФНС России.
Основание: Письмо ФНС России от 7 августа 2023 года № ШЮ-4-13/10112@ «О направлении разъяснений».
С 1 сентября 2023 года вступил в силу закон о создании на территории отдельных субъектов Российской Федерации необходимых условий для осуществления деятельности по партнёрскому финансированию.
Участниками эксперимента могут стать компании, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если местом их нахождения или местом нахождения филиала юридического лица являются территории Республики Башкортостан, Республики Дагестан, Республики Татарстан, Чеченской Республики.
Партнёрское финансирование предусматривает привлечение денежных средств (имущества) физических и юридических лиц с целью дальнейшего предоставления привлечённых средств без процентов и вознаграждения другим физическим и юридическим лицам.
Интерес участников эксперимента при таком финансировании заключается в партнёрстве в бизнесе. То есть инвестор, предоставляющий денежные средства, и предприниматель, их получающий, заключают соглашение о партнёрстве и устанавливают условия распределения прибыли между собой.
Эксперимент продлится до 1 сентября 2025 года.
Основание: Федеральный закон от 4 августа 2023 года №
Комментарий эксперта Бетерры:
Принцип партнёрского финансирования называют ещё «исламским банкингом». Понятие подразумевает ведение бизнеса в соответствии с нормами ислама. Такая практика действует во многих исламских странах — в ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре, Египте, Иране и др. В этих странах запрещено предоставление займа под вознаграждение.
Минфин России разъяснил порядок ведения бухгалтерского учёта операций с цифровым рублём в связи с Федеральными законами от 24 июля 2023 года №. №
Бухгалтерский учёт операций, связанных с обращением и использованием цифровых рублей, ведётся организациями по правилам учёта денежных средств и расчётов, установленным ФСБУ и ПБУ, а также Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н.
В зависимости от существенности операций с цифровым рублём организация может ввести дополнительный счёт, например, синтетический счёт 53 «Счёт цифрового рубля» или отражать такие операции в общем порядке — на счёте 55 «Специальные счета в банках».
Организации, имеющие право применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, могут учитывать операции по счёту цифрового рубля на синтетическом счёте 51 «Расчётные счета», на котором открывается отдельный аналитический счёт для счёта цифрового рубля.
В бухгалтерской (финансовой) отчётности организации остаток цифровых рублей на счёте цифрового рубля и операции с ними раскрываются в общем порядке, установленном для отражения денежных средств и расчётов с учётом существенности.
Основание: Информационное сообщение Минфина России от 18 сентября 2023 года № ИС-учёт-47 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
В связи с введением Федеральным законом от 4 августа 2023 года №
В соответствии с разъяснениями сумма исчисленного налога на сверхприбыль и сумма обеспечительного платежа по этому налогу, перечисленная в бюджет, отражаются в регистрах бухгалтерского учёта записями 2023 года. Фактические расчёты с бюджетом по налогу на сверхприбыль отражаются в регистрах бухгалтерского учёта записями 2024 года.
Оценочное обязательство по уплате налога на сверхприбыль признаётся в бухгалтерском учёте записями 2023 года, в размере, отражающем наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчётов по этому обязательству. Величина его определяется налогоплательщиком с учётом своих намерений относительно перечисления либо не перечисления обеспечительного платежа в федеральный бюджет и реализации права на налоговый вычет, предусмотренный законом.
При обоснованном изменении намерений налогоплательщика и, исходя из фактического перечисления или отсутствия перечисления обеспечительного платежа в федеральный бюджет, величина оценочного обязательства по налогу на сверхприбыль может быть скорректирована на отчётную дату, то есть на 31 декабря 2023 года.
Основание: Информационное сообщение Минфина России от 14 сентября 2023 года № ИС-учёт-46 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».