Бетерра

Офисы
20.04.2022
Сохранить / Распечатать

I. НДС

1. Внесены изменения в декларацию по НДС

Федеральная налоговая служба уточнила форму декларации по НДС и порядок заполнения. Изменились в том числе коды операций, электронные форматы представления декларации, сведений из книг покупок и продаж, а также из журналов учета счетов-фактур.

Приказ применяется с представления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2022 года.

Основание: Приказ ФНС России от 24 декабря 2021 г. № ЕД-7-3/1149@ (зарегистрировано в Минюсте 31.01.2022).

2. ФНС рекомендует налоговым агентам уплачивать НДС с электронных услуг самостоятельно

В связи с введением санкций в отношении Российской Федерации, Федеральная Налоговая Служба РФ рекомендовала российским покупателям самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет РФ по приобретенным услугам в электронной форме.

Если при оказании услуг иностранной организацией в электронной форме (а также реализации иных облагаемых НДС услуг и товаров, местом реализации которых признается территория Российской Федерации), покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (или включил ее в стоимость), то повторной уплаты иностранной организацией налога в бюджет и отражения ею таких операций в налоговой декларации по НДС, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя не требуется.

При этом российским покупателям рекомендуется информировать иностранные организации об исполнении ими функции налогового агента и самостоятельной уплате им НДС в бюджет РФ.

Основание: Письмо ФНС России от 30.03.2022 № СД-4-3/3807@ «О налоге на добавленную стоимость».

II. Налог на прибыль

1. Компенсации дистанционным работникам можно включать в расходы по налогу на прибыль и не облагать НДФЛ и страховыми взносами

Минфин России разъяснил особенности налогообложения компенсаций дистанционным работникам за использование оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств.

Разъяснения коснулись вопросов обложения налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами и учета этих расходов при расчете налога на прибыль.

Суммы компенсаций расходов дистанционных работников, связанных с выполнением трудовых обязанностей в удаленном режиме, не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами в размерах, определяемых коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором о дистанционной работе, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Организация вправе учитывать в составе расходов для целей налога на прибыль указанные суммы компенсаций дистанционным сотрудникам, выплачиваемые в соответствии с положениями статьи 312.6 Трудового кодекса.

При этом ведомство акцентирует внимание на том, что для целей НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль организаций размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного оборудования, услуг связи для целей трудовой деятельности, согласно требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового Кодекса.

Организация должна иметь копии документов, подтверждающих приобретение или аренду оборудования работником, а также подтверждающих расходы, понесенные им при использовании их в служебных целях (стоимость электроэнергии, услуг связи, Интернета в периоды выполнения работы). Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно п.49 ст.270 НК, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Вопрос установления предельного размера компенсации дистанционному работнику без документального подтверждения расходов для расчета налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, страховых взносов, будет рассмотрен в рамках Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Основание: Письмо Минфина России от 11.01.2022 № 03-04-06/263

2. Срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль за 1 квартал 2022 года

Постановлением правительства срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль продлен с 28 марта до 28 апреля.

Напомним, что срок уплаты налога установлен в абзаце 3 п.2 ст.286 НК РФ — не позднее 28 марта 2022 года.

При этом Федеральная налоговая служба в своем письме обратила внимание, что продление срока уплаты ежемесячного авансового платежа не влечет изменения порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций при составлении декларации за 1 квартал 2022 года.

Основание: Постановление Правительства РФ от 25.03.2022 № 470, Письмо ФНС России от 25.03.2022 № СД-4-3/3626@.

3. Доходы российской организации от прощения займа (кредита) от иностранной компании налогом на прибыль не облагаются

В соответствии с пунктами 9 и 10 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 года с иностранной организацией или иностранным гражданином, принявшими решение о прощении долга, либо по требованию, уступленному такой иностранной организации (иностранному гражданину) до 1 марта 2022 года (подпункт 21.5 п.1 ст. 251 НК РФ).

Действие редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Основание: Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ

III. Налог на имущество

1. Порядок рассмотрения представленных организаций пояснений и документов по имущественным налогам

Организация вправе в течение 20 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах транспортного, земельного налогов и налога на имущество, представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

О результатах рассмотрения таких пояснений и документов инспекция информирует организацию или ее обособленное подразделение в течение месяца, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом пояснений/документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.

Основание: Письмо ФНС России от 09.02.2022 № БС-4-21/1537@ «О соблюдении сроков регистрации и рассмотрения пояснений и документов, предусмотренных пунктами 6, 7 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации».

2. Возможность проведения сверки по налогооблагаемому имуществу

ФНС России разместила на своем сайте напоминание о возможности проведения сверки сведений по принадлежащим юридическим лицам налогооблагаемым транспортным средствам и земельным участкам.

Организация вправе получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объектах налогообложения, принадлежащих ей в 2021 году. О результатах сверки и наличии оснований для изменения записей ЕГРН налогоплательщик будет проинформирован.

Основание: Информация ФНС России «Организации могут обратиться в налоговые органы для сверки сведений о налогооблагаемом имуществе» опубликованная на сайте налоговой службы по состоянию на 03.02.2022.

IV. Утилизационный сбор

1. Новая форма расчета утилизационного сбора для отдельных организаций

ФНС утвердила новую форму и формат представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме.

Также изменены форма и форматы представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в электронной форме.

Основание: Приказ ФНС России от 01.12.2021 № ЕД-7-3/1044@ «Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2022 N 67686). Приказ ФНС России от 01.12.2021 № ЕД-7-3/1045@ «Об утверждении формы и формата представления расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2022 N 67687).

V. Налоговый контроль

1. Изменения в правилах предоставления информации юридическими лицами о своих бенефициарах по запросам ФНС России и Росфинмониторинга

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2022 года, внесены изменения в правила направления юридическими лицами необходимых сведений о бенефициарных владельцах по запросам уполномоченных органов государственной власти. В частности, предусмотрено, что запросы на бумажном носителе, направляемые иностранным юридическим лицам и иностранным структурам без образования юридического лица, составляются на русском языке с обязательным переводом на английский язык или язык государства (территории), в котором они зарегистрированы.

Увеличиваются сроки направления отдельных сведений. Например, при получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 7 (ранее — 5) рабочих дней со дня получения запроса.

В случае обнаружения юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах юридическое лицо не позднее 5 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направляет откорректированные сведения.

При получении уведомления об отказе в приеме электронного сообщения компания обязана устранить причины, повлекшие непринятие электронного сообщения, и в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления повторно направить электронное сообщение.

Установлены также особенности применения указанных правил иностранными юридическими лицами и иностранными структурами без образования юридического лица, осуществляющими деятельность на территории РФ.

Основание: Постановление Правительства РФ от 07.02.2022 № 127 «О внесении изменений в Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“, по запросам уполномоченных органов государственной власти».

2. Обновлены форматы заявлений для возврата и зачета переплаты по налогам, сборам и другим обязательным платежа

Федеральная налоговая служба утвердила новые рекомендуемые форматы представления в электронной форме заявлений о возврате и зачете налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.

Основание: Приказ ФНС России от 17.02.2022 N ЕД-7-8/137@
«Об утверждении рекомендуемых форматов представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме, а также о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 18.03.2019 N ММВ-7-8/137@».

3. Пояснения по заполнению счетов-фактур на прослеживаемые и непрослеживаемые товары

ФНС России в своем письме раскрыла нюансы заполнения счета — фактуры в случаях, когда документ не содержит информацию о прослеживаемых товарах, или содержит информацию о комплекте, включающего в себя прослеживаемую номенклатуру.

Основание: Письмо ФНС России от 01.02.2022 № ЕА-4-26/1125@

4. Последствия санкций при проведении налогового контроля

ФНС России в своем письме сообщает, что применение санкций к государственным органам Российской Федерации, отдельным российским гражданам и юридическим лицам, влияет на экономические условия деятельности сторон сделок. В этой связи при проведении налогового контроля цен и рассмотрении заявлений о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения ФНС России будет учитывать указанные обстоятельства и их влияние на условия и результаты сделок, признаваемых контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ.

Основание: Письмо ФНС России от 05.03.2022 № ШЮ-4-13/2724@ «Об обеспечении корректного применения положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации и минимизации негативного влияния недружественных действий иностранных государств и международных организаций на экономику Российской Федерации».

5. Приостановлены проверки соблюдения валютного законодательства

Федеральная налоговая служба разместила на своем сайте информацию о приостановке проверок соблюдения валютного законодательства в части нарушений, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Налоговый департамент сосредоточит свою работу на контроле соблюдения валютных ограничений, предусмотренных вновь принятыми указами Президента РФ (обязательная продажа валютной выручки, сделки с нерезидентами, вывод валюты и др.). Как сообщает ведомство, при осуществлении контроля налоговые органы могут принимать во внимание фактические обстоятельства, связанные с деятельностью в режиме действующих санкций, в качестве смягчающих или исключающих ответственность за такие нарушения.

Комментарий эксперта БТ:

Напомним, что к нарушениям валютного законодательства относятся, в том числе: валютные операции между резидентами, купля продажа валюты, минуя уполномоченные банки, не предоставление в налоговый орган уведомления об открытии (изменении) счета за рубежом, невыполнение обязанности по репатриации валюты и др., за исключением операций, предусмотренных ст.9 ФЗ № 173-ФЗ.

Основание: информация, размещенная на сайте ФНС России 10 марта 2022 года.

6. Приостановлена блокировка операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников

Федеральная налоговая служба сообщила о приостановке до 1 июня 2022 года принятия налоговыми органами решений о блокировке операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников. Это решение принято с целью снижения рисков неплатежеспособности налогоплательщиков в результате введения ограничительных мер иностранными государствами и международными организациями.

Организации, которые понесли ущерб из-за финансово-экономических санкций, могут обратиться в налоговый орган по месту их учета, чтобы отложить сроки применения мер взыскания до предельных в соответствии с налоговым законодательством.

Комментарий эксперта БТ:

Форма такого обращения не утверждена, поэтому сейчас можно составлять его в форме заявления или письма в свободной форме. Отправлять желательно в электронном виде, дополнительно связавшись с инспектором, чтобы удостовериться в получении.

Основание: информация, размещенная на сайте ФНС 10.03.2022 г.

7. Утверждена форма заявления для применения единого налогового платежа

Утверждены форма и формат заявления о применении особого порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в виде единого налогового платежа.

Напомним, что организации и предприниматели вправе с 1 июля по 31 декабря 2022 года применять особый порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, посредством перечисления в бюджет РФ единого налогового платежа (статья 45.2 НК РФ).

Приказ вступил в силу не ранее 1 апреля 2022 года и действует по 30 апреля 2022 года (включительно).

Основание: Приказ ФНС России от 02.03.2022 № ЕД-7-8/179@ «Об утверждении формы заявления о применении особого порядка уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, а также формата его представления в электронной форме».

VI. Бухгалтерский учет

1. Ограничения к доступу информации из ГИРБО

Постановлением Правительства РФ утверждены ограничения доступа к бухгалтерской отчетности организаций, размещенной в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО).

До 31 декабря 2022 года доступ предоставляется в следующем порядке:

1) Органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и Центральному банку Российской Федерации доступны баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к ним, а также аудиторское заключение. Отчетность некоммерческих организаций доступна в составе баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

2) Лицам, которым информация из ГИРБО представляется в форме абонентского обслуживания, доступны баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменении капитала, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании денежных средств.

Комментарий эксперта БТ:

Ранее заинтересованные пользователи могли также получить доступ к аудиторскому заключению организации.

При этом организация, разместившая отчетность (кроме предоставляющих отчетность в Центробанк), вправе ограничить доступ пользователей к размещенной в ГИРБО информации по заявлению, как в отношении отчетности за 2022 год, так и по отчетности за 2019-2021 годы.

Заявление оформляется в произвольной форме, с обязательным указанием ОГРН и ИНН заявителя и направляется в ФНС России.

Возобновление доступа производится также на основании заявления организации разместившей отчетность.

Комментарий эксперта БТ: В настоящий момент порядок отправки указанных заявлений в ФНС не установлен.

Информация, доступ к которой будет ограничен, может быть предоставлена только органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и ЦБ РФ.

3) Организации, составляющие консолидированную финансовую отчетность,вправе отказаться от раскрытия отчетности, в случае если раскрытие отчетности может привести к введению мер ограничительного характера со стороны иностранных лиц в отношении этой организации или иных лиц.

Постановление вступило в силу с 18 марта 2022 года.

Основание: Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 № 395

Приглашаем в команду «Бетерры»

Аудитора/Менеджера аудита
(финансовые индустрии)

Мы стремительно развиваемся и для реализации новых проектов ищем сотрудников в Департамент аудита.

Узнать подробнее

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Скачивание начнется после отправки формы

Я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных. Подробнее об обработке персональных данных – в Политике

Я хочу получать email рассылку с новостями "Бетерры"

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Скачивание начнется после отправки формы

Я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных. Подробнее об обработке персональных данных – в Политике

Я хочу получать email рассылку с новостями "Бетерры"

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Скачивание начнется после отправки формы

Я соглашаюсь с условиями обработки персональных данных. Подробнее об обработке персональных данных – в Политике

Я хочу получать email рассылку с новостями "Бетерры"

Соответствует ли ваша компания всем обязательным требованиям к оператору персональных данных?

Получите чек-лист от экспертов «Бетерры» — и проверьте!

Быстрая консультация